Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Музыкально-исполнительский класс в системе подготовки учителя музыки


Музыкально-исполнительский класс в системе профессиональной подготовки учителя музыки

     Музыкально-педагогическая профессия в широком смысле предстает как определенная позиция и миропонимание учителя, основная обязанность которого заключается в том, чтобы привести в действие в детях механизмы самовоспитания, самообразования, саморазвития. В узком же смысле она является видом определенной трудовой деятельности, требующей от специалиста общекультурных, искусствоведческих, психолого-педагогических и музыкально-педагогических знаний, умений и навыков, которые он приобретает в процессе общего и специального образования и путем практической музыкально-педагогической работы.

     Будущий учитель музыки должен обладать обще-профессиональными качествами современного человека, в число которых входят:
1. Профессиональная самостоятельность – осознанное отношение к профессиональным требованиям, способность и умение самостоятельно планировать и регулировать выполняемую работу.
2. Социальная мобильность – готовность и способность сменить не только место работы или специальность, но и свою социальную роль.
3. Профессиональная мобильность – готовность и способность человека к быстрой смене и освоению новых профессиональных задач и даже специальностей в рамках одной отрасли.
4. Коллективизм – умение человека выстраивать гуманистические отношения с коллегами по профессии, готовность соотносить собственные интересы с общественным и коллективным интересом.
5. Ответственность – готовность предъявлять к себе самые высокие требования и отвечать за результаты профессиональной деятельности.
6. Индивидуальность – способность к полному самовыражению неповторимых индивидуальных качеств, гарантирующих конкурентность на рынке труда.

     Профессиональная культура учителя музыки определяется его способностями и возможностями проектировать течение педагогических процессов, прогнозировать их результаты и последствия, опираясь на знания общих обстоятельств, условий и причин. Будущий учитель должен быть разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку.
     В общей теории музыкального обучения подчеркивается, что при построении любого предмета должна быть обеспечена взаимосвязь его содержания с учебным процессом. Такой подход, обеспечивает преемственность материала, служит ориентиром в практической работе будущего учителя. Одним из важнейших показателей, характеризующих взаимосвязь содержания музыкального обучения с учебным процессом, является направленность на последовательную, поэтапную реализацию цели предмета.
     Содержание музыкального обучения в педагогическом вузе строится поэтапно, на основе выделения и соотнесения различных типов связи музыки и жизни:

1.Социального опыта эмоционально-нравственного отношения к действительности, заключенного в музыке, и индивидуального опыта студента.
2.Объективных элементов содержания обучения, опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, заключенного в музыке, и обобщенные знания о музыкальном искусстве, с элементами, отражающими процесс их усвоения - музыкальные умения и навыки.

     Музыкально-исполнительская подготовка входит в число важнейших профессионально ориентированных видов учебной деятельности будущих учителей. Класс основного музыкального инструмента должен являться творческой лабораторией, в условиях которой студенты помимо художественно-исполнительских знаний и умений игры на инструменте развивали бы свою духовную культуру, формировали комплекс профессионально-значимых качеств.
     Важнейшими результатами решения задач музыкально-исполнительского класса педагогического вуза современные преподаватели обычно считают:
- владение будущими учителями музыки основными навыками игры на музыкальном инструменте;
- развитые способности и умения раскрывать художественное содержание произведений с помощью соответствующих средств музыкальной выразительности; необходимые навыки самостоятельной работы над педагогическим и концертным репертуаром;
- готовность к практической педагогической и музыкально-просветительской деятельности.

     Поэтому для успешного освоения будущими учителями музыки необходимых знаний, умений и навыков и формирования их личностных качеств педагоги стремятся к тому, чтобы студенты:
- обретали определённую музыкально-исполнительскую свободу, без которой невозможно проведение уроков музыки;
- овладевали разнообразным художественным репертуаром, постоянно его расширяли;
- приобретали готовность к самостоятельной работе над репертуаром;
- развивали в процессе обучения игре на музыкальном инструменте свое творческое отношение к методике работы с учащимися;
- готовились к выполнению музыкально-просветительских функций при помощи музыкального инструмента.

     Однако через призму профессиональной направленности учебно-исполнительского процесса приобщение студента к культуре инструментального исполнительства должно осуществляться, в первую очередь, через развитие духовности, всех сторон личности молодого музыканта и освоение эталонов, характерных для музыкально-исполнительской деятельности. Такими направлениями, реализующими вышеназванные задачи в процессе занятий в классе музыкального инструмента, исходя из вышеизложенной модели музыкально-эстетической культуры личности, должно, в первую очередь, явиться:

1. Становление мотивационной сферы, включающей многообразие установок личности обучающегося в области общей, художественной и музыкальной культуры: убеждения, интересы, цели и т.д.
2. Овладение системной информацией, касающейся всех аспектов культуры инструментального исполнительства и охватывающей систему видов и форм знаний о художественной и музыкальной культуре: теории, концепции, представления, понятия и т.д.
3. Развитие рациональной подсистемы как совокупности всех форм и видов музыкального исполнительства, включая элементы, составляющие ее основу: умения, навыки, способы, приемы, методы.
4. Формирование оценочной подсистемы, связанной с формированием музыкально-эстетических оценок, идеалов, вкусов, убеждений.

     В качестве центральных звеньев формируемой у студентов культуры инструментального исполнительства выступают исполнительский идеал и исполнительский метод. Стремление обучающихся к исполнительскому идеалу в процессе и воссоздания музыкального произведения осуществляется через освоение системы представлений о совершенном явлении инструментального исполнительства. Овладение студентами исполнительским методом предполагает: стремление к исполнительскому идеалу как основной цели и сверхзадачи; ознакомление с нормативами репертуарного отбора; освоение системы методических принципов и средств достижения исполнительского идеала, принципов художественного познания и технического освоения музыкального материала.
     Работа будущего учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: уметь интересно рассказывать учащимся о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению произведений; квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен; давать теоретические знание в доступной форме.
     Для воспитания эрудированного учителя музыки, обладающего комплексом основных знаний, умений и навыков, составляющих содержательный аспект музыкально-исполнительской культуры учащихся; имеющего высокий уровень исполнительской подготовки, направленной на глубокое постижение художественного содержания изучаемых произведений, способного вести как учебно-воспитательную, так и широкую концертно-пропагандистскую работу, преподавателям исполнительского класса педагогического вуза необходимо решать, следующие задачи:

1.развивать у студентов музыкально-творческие способности - музыкальный слух и память, чувство ритма, образное мышление, воображение, фантазию;
2.содействовать в расширении музыкального кругозора студентов через овладение ими основными стилями и жанрами мировой и отечественной культуры, включая фольклор;
3.развивать умение грамотно, художественно выразительно, технически и стилистически точно исполнить музыкальное произведение или сольную инструментальную программу;
4.совершенствовать умения студентов читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху и гармонизировать предложенную мелодию, играть в ансамбле и аккомпанировать, делать аранжировки и переложения, анализировать исполняемое произведение, включая словесный комментарий к нему;
5.развивать навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением на всех этапах его овладения.

     В свете требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования учителя музыки, а также основных видов исполнительской деятельности, профессионально ориентированный информационно-деятельностный компонент музыкально-исполнительской культуры будущего учителя музыки должен включать в себя:

1. Теоретическая толкование музыкального материала:
Знания:
- закономерностей стиля, жанра и их черт;
- исторической периодизации художественных направлений;
- своеобразия авторских стилистик;
- основных принципов формообразования;
- технологии проведения аналитического этапа работы;
- переложения оригинального материала для своего инструмента.
Умения и навыки:
- использовать дополнительные информативные источники;
- активизировать межпредметные связи в процессе анализа;
- характеризовать структуру произведения, различать элементы музыкальной речи (интонации, мотивы, фразы);
- сравнивать части внутри целостного сочинения, отделять кульминации в частях и в целом музыкальном построении;
- объяснять значение средств выразительности в раскрытии содержания музыки;
- использовать эпитеты и образные ассоциации в художественно-эмоциональной характеристике музыки.

2. Исполнительское воплощение интерпретационного замысла:
Знания:
- технологии поэтапного разучивания произведения;
- основных средств музыкальной выразительности;
- приёмов и способов звукоизвлечения;
- основных аппликатурных принципов и последовательностей;
- художественной природы и особенностей музыкального материала;
- технологии мобилизации и релаксации в подготовке к концертным выступлениям.
Умения и навыки:
- адекватно воспринимать и воплощать целостный художественный замысел произведения на основе оперирования музыкально-слуховыми представлениями;
- соблюдать баланс в соотношении художественных и технических задач, преодолевать технические сложности;
- логически сочетать темпоритм и кульминации в мелких и крупных разделах;
- концентрировать внимание на звучании и свободе аппарата, осуществлять самоконтроль результатов исполнительских действий, процессов возбуждения и торможения;
- эскизно осваивать музыкальный материал в максимально короткий срок.

3. Концертмейстерская и ансамблево-исполнительская деятельность:
 Знания:
- акустических особенностей различных инструментов и вокальных диапазонов;
- закономерностей исполнения сольной и сопровождающей партии;
- смысловых нагрузок различных видов аккомпанемента (фон, диалог, контраст).
- технологии чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху;
- способов сокращения и облегчения перегруженных гармонических голосов, фактур;
- логики процесса формирования музыкально-слуховых представлений;
- закономерностей гармонического развития различных типов фактур.
Умения и навыки:
- слушать солиста, понимать его художественные намерения;
- находить соответствующую палитру темброво-динамических красок;
- ориентироваться в различной фактуре вокально-хоровых произведений;
- вносить изменения в партию аккомпанемента в зависимости от художественно-технических задач;
- создавать целостный музыкальный образ.
- оперировать слухо-двигательными представлениями;
- быстро ориентироваться в направлениях развития гармонических фактур, темповых и динамических изменениях;
- предугадывать логику развития музыкальной мысли;
- упрощать музыкальный материал от второстепенных элементов (украшений и т.д.);
- применять аппликатурные формулы во всех тональностях; осуществлять музыкально-слуховой самоконтроль.

     Этот комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков является ведущим объектом освоения студентами в процессе музыкально-исполнительской подготовки. Его значение обусловлено тем, что лишь при достаточно высоком уровне владения им студентами можно будет рассчитывать в будущем на успешное осуществление ими музыкально-исполнительской деятельности в условиях школьной аудитории.
     Музыкально-педагогическая деятельность требует от будущих учителей музыки овладения знаниями многих методик: методики музыкального воспитания, преподавания сольфеджио, постановки голоса, обучения игре на музыкальном инструменте и т.д. Их обобщенная направленность выражается в осуществлении педагогом-музыкантом разносторонней художественной деятельности в общеобразовательной школе.

     Для будущего учителя музыки значение методики обучения игре на музыкальном инструменте является одним из возможных путей стимуляции потребности глубже и многограннее познать свою профессию, помогает формированию творческого подхода к процессу обучения, способствует обобщению собственного практического опыта и поиску более целесообразных методов индивидуального обучения учащихся музыке.
     Изучение методики индивидуального обучения, будет способствовать будущему учителю музыки в:
- углублении и систематизации теоретических и методических знаний;
- совершенствовании системы музыкально-слуховых представлений на основе методического анализа музыкальных произведений и собственного исполнительского самоанализа во взаимосвязи с конкретным решением художественной задачи;
- теоретическом осмыслении сущности развития музыкальных явлений и соотнесении их с собственной практической деятельностью;
- содержательном и выразительном исполнении, развитии умения охватить произведение целиком при реализации исполнительских задач;
- формировании умений определять и преодолевать трудности при исполнении музыкальных произведений в процессе собственной практической деятельности.

Кисаханова Е., Мурманская область



Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (14.04.2013)
Просмотров: 2995