Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Музыкальная игра – ведущий вид деятельности дошкольника


Музыкальная игра – одна из ведущих видов творческой деятельности дошкольников

     Особой формой общественной жизни дошкольника является игра,    в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.  Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

     Игра  удивительна…Она в разных формах  сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею  пронизан весь быт человека.
     Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность,  наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту.
       По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.
      Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых. Издавна игры сопровождали жизнь человека. Ритуально – игровые элементы мы можем встретить и в календарных обрядах и игрищах / Святки, Масленица, Троица и т.д./
     Народная  детская игра – частичка национальной культуры. В этих играх много юмора, шуток,  соревновательного задора, часто они сопровождаются считалками, очень любимыми детьми. Как правило, народные игры лаконичны, выразительны
      Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко  эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Педагогу необходимо создать условия для естественного проявления моторных реакций в движениях всего тела ребенка. Это способствует развитию у детей творческой активности, воображения, умения слушать, воспринимать, оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.
    Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи  которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее  содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми.
    Выразительность и музыкальность движений опирается   на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на  занятиях  /хорошая осанка,  пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.

К числу конкретных  задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся:
  • Развитие чувства ритма;
  • Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
  • Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
  • Развитие музыкально-двигательной памяти.
Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно  условно разделить на три группы:
      1. Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях.
      2. Танцевальные движения /шаг польки,  галоп, переменный шаг, поскоки и т. д./
      3.Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т.д./
 Эти группы  движений объединяются  в соответствующие виды музыкально-ритмические игры:
  • Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности  посредством культуры движения;
  • Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах  в танцевальной музыке;
  • Игры, формирующие творческие способности детей.
  • Игры – хороводы.
Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.

Игры, обучающие детей музыкальной выразительности  посредством  культуры движений.
«Передай мяч».
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал:  « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского   «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе  передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры
  • Дети стоят, образуя круг.
  • Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
  • Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания:
1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.
2 . В процессе игры очень важно, чтобы  дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и  волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

Игра «Воротики».
Цель игры:  Обучить детей восприятию ритмического разнообразия/ долгие, короткие звуки/   посредством  движений под музыку.
Музыкальный материал:  «Марш» И. Дунаевского,
                    «Полька» С.Рахманинова.
Движения, используемые в игре:
        Энергичный шаг  на полной стопе.
        Легкий бег на носочках.
Методика  проведения игры:
  • Дети делятся на первые и вторые номера.
  • Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
  • Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом  на полной стопе, высоко поднимая колени, свободно и энергично взмахивая руками.
  • С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» -  и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя  «воротики».
  • Под звучание польки  не названные номера легким бегом пробегают в  «воротики», образованные названными номерами.
  • Далее игра поводится сначала, но  «воротики» могут образовывать  другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.
Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.   
Игра   «Забавная игра».

Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.
Музыкальный материал:  1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
                        2. «Ах. Вы сени» р.н.п.
Движения, используемые в игре:
                         1. «Ковырялочка» с притопом.
                         2. Полуприседание с выбросом ног.
                         3. Переменный шаг.
Методика организации игры
  • Все дети стоят  в кругу со сцепленными руками, образуя  «воротики».
  • Заранее назначенные  солисты под музыку пробегают в воротики
  • С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку  «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
  • Игра повторяется несколько раз.
Примечания:     
     1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.
     2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться
     3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.
     4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно,  а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.
           
Игра   « Музыкальные загадки».
Цель игры: закрепление у детей  представлений о жанровом разнообразии  танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.
Музыкальный материал: 1. «Вальс»  П.И.Чайковский
                           2. «Полька» С. Рахманинова»
                           3. «Краковяк» М.Глинки.
                           4. «Менуэт»  И.С.Баха.
                           5. «Из – под дуба» р.н.п.
Движения, используемые в игре: 1. Шаг вальса.
                                  2. Шаг галопа.
                                  3. Шаг польки.
                                  4. Шаг менуэта.
                                  5. Переменный шаг.
Атрибуты: Картонные нотки.
Методика организации игры  
  • Воспитатель делит детей на несколько групп.
  • Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
  • Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
  • Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
  • Далее игра проходит под звучание другой музыки.
  • Побеждает  команда, набравшая наибольшее количество ноток.
Примечания
     1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек.
     2. Педагог должен подбодрить проигравших детей.
     3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.

Игры,  развивающие у детей творческие способности.

Игра-импровизация «Карусели».

Цель игры:   Изображение   посредством   движений карусели
и разнообразной атрибутики.
Музыкальный материал: аудиозапись «Карусель»
Движения, используемые в игре:
                1.Топочущий шаг.
                2.Поступательные движения руками,                                    согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.
                3.Импровозационные движения детей.
Методика организации игры
  • Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый аттракцион «карусель».
  • Педагог обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа.
  • Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
  • На вступление участники занимают свои места.

Подвижные игры
Игра «Пузырь».
 
Цель игры: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
 Музыкальный материал: аудиозапись «Пузырь».
Движения, используемые в игре:
                1. Движение по кругу шагом.
                2.Движение по кругу бегом.
Методика организации игры
Дети и воспитатель берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу.
На слова песенки: надувайся наш, пузырь надувайся, дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки.
На слова песни: да не лопни смотри, дети бегут по кругу, взявшись за руки до тех пор, пока не прозвучат слово: «Хлоп!». Дети опускают руки и хлопают в ладоши — пузырь лопнул.   

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель игры: Научить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, доставить детям радость.
 Музыкальный материал: аудиозапись игры  «Зайка беленький сидит».
Движения, используемые в игре:
                1. Подпрыгивания, хлопки в ладоши.
                2.Покачивание руками над головой.
Методика организации игры
  • Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
  • На слова песенки: зайка беленький сидит вот так, вот так и ушами шевелит вот так, вот так /дети шевелят кистями рук, подняв их к голове/.
  • На слова песни: зайке холодно сидеть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп /со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши/.
  • На слова песни: зайке холодно стоять скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать скок-скок, скок-скок /со слов скок-скок и до конца фразы дети скачут на двух ногах/.

Антонова Л. Г., Оренбургская обл.



Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (24.02.2013)
Просмотров: 5441