Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Музыка хакасских композиторов на уроках сольфеджио и музыкальной литературы


Музыка хакасских композиторов на уроках сольфеджио и музыкальной литературы
в детской музыкальной школе


     Одно из актуальных направлений современного музыкального образования является использование национально-культурных особенностей региона в образовательном процессе.
     Анализ учебных программ, дает основание говорить о том, что,  национально-региональному компоненту в детской музыкальной школе уделяется незначительное внимание. Практика работы с учащимися ДМШ, показала целесообразность использования музыки хакасских композиторов не только в исполнительских классах, но и на уроках теоретического цикла. Основная цель таких занятий - изучение, сохранение и практическое освоение традиций национальной музыкальной культуры. Урок с использованием произведений композиторов Хакасии,  призван пробудить и укрепить у учащихся интерес к искусству родного края, умения уважать национальные традиции.
     Представленные далее методические приемы, безусловно, открывают дорогу к самостоятельным поискам преподавателя и развитию инициативы учащихся и могут быть полезны в практической деятельности педагогов музыкальных школ и школ искусств.
     Одна из главных задач современного урока сольфеджио- это воспитание открытого слуха, способного гибко воспринимать и переключаться на музыку различных стилей и направлений. Важность разностилевой музыкальной базы подчеркивают многие методисты (Л.Масленкова, Л.Бражник). В частности, они обосновывают эффективность обращения к музыкальному фольклору. Современная хакасская музыка представлена творчеством многих композиторов, в произведениях которых ярко представлена самобытная хакасская культура. Творческий багаж композиторов Хакасии за последнее десятилетие значительно вырос в количественном и художественном отношениях, что дает возможность представить композиторскую деятельность хакасских композиторов как национальную школу.
     В рамках освоения национально-регионального компонента на уроках сольфеджио, возможно включение музыкального материала композиторов Хакасии в различные формы работы. Вокальные сочинения А.Кенеля, Г.Челборакова, П.Боргоякова и Н.Катаевой,   инструментальные миниатюры Т.Шалгиновой, О.Алахтаевой, Ю.Киштеева - необходимый учебный материал,  при написании диктанта, сольфеджировании, анализе нотного текста. При изучении теоретических понятий произведения хакасских композиторов, могут служить ярким иллюстративным материалом. Ладовая переменность, пентатоника, переменный размер, синкопа, ритмические фигурации - широко представлены в альбомах фортепианных пьес Т.Шалгиновой («Солнечный чатхан», 4 сборника «Времена года»). Творческие задания предполагают сочинение второго голоса, гармонизацию, подбор аккомпанемента к вокальным произведениям,  а также сочинение своих мелодий на тексты хакасских поэтов. Такая работа помогает освоению интонаций национальной музыки, способствует появлению интереса к хакасскому творчеству.
     Предмет «Музыкальная литература» призван решать многообразные учебно-воспитательные задачи. Реализация национально-регионального компонента предполагает решение следующих задач: дать представление о национальном музыкальном искусстве как источнике народной мудрости, вдохновения профессиональных композиторов; повысить интерес учащихся к национальной культуре, расширить представления учащихся о художественно-культурных процессах происходящих в регионе. Освоение музыки композиторов Хакасии непосредственно связано и с решением задач накопления музыкально-слухового опыта и расширения музыкального кругозора учащихся.
     Современные требования к предмету предполагают разработку новых и адаптацию старых методов работы с музыкальным материалом. Полноценное эстетическое восприятие музыки - это активная деятельность учащихся. Заинтересованность в обучении рождается через творческие встречи с композиторами, исполнителями, творческими коллективами республики Хакасия. Посещение концертов, выставок должны стать плановыми мероприятиями в музыкальной школе, что способствует художественному обогащению детей.
     Продуктивно использование и такой формы урока, как учебная экскурсия (посещение краеведческого музея, филармонии, хакасских праздников). Темы познавательных путешествий могут быть включены в программу курса музыкальной литературы, так и стать внеклассным занятием. Полезна  самостоятельная работа учащихся, выполненная в форме интервью, статьи, сочинения.
      В нашем опыте в  рамках программы «Музыкальная литература» обращение к национальным истокам происходит уже в первый год обучения. Знакомство с музыкальными инструментами обязательно предполагает хакасский инструментарий. Рефераты, презентации - это формы самостоятельной работы учащихся. Тема «Элементы музыкальной речи» также предполагает знакомство с творческим наследием композиторов Хакасии. Особенно актуален анализ пьес исполняемых учащимися в классе по специальности. Фортепианные миниатюры Т.Шалгиновой, О. Алахтаевой ежегодно исполняются на музыкальных конкурсах им. А.Кенеля. Одна из форм контрольного урока - это конкурс на лучшее сочинение, в котором раскрывается художественно-образное содержание произведения, через характеристику средств музыкальной  выразительности.
     В произведениях  композиторов Хакасии широко представлены программные сочинения. Они могут стать  яркими музыкальными иллюстрациями при знакомстве с программной музыкой. В небольших, но чрезвычайно выразительных пьесах можно услышать богатый эмоциональный мир. Такие понятия как звукоизобразительность, система лейтмотивов, также  представлены в пьесах Т.Шалгиновой, А. Токмашова, Ю.Киштеева.
     В 7 классе в рамках программы предлагается введение темы «Музыкальная культура Хакасии: от истоков до наших дней». Учащиеся обращаются к истории возникновения и особенностям хакасского фольклора, знакомятся с жанровым наследием хакасских композиторов, пишут работы, в которых представляют творческий портрет композиторов - А.Кенеля, Г.Челборакова, Т Шалгиновой  и др. Основываясь уже на собственном опыте,  учащиеся старших классов, проводят параллель с русской музыкальной культурой, выявляют общее и различное в традициях двух народов,  подчеркивают их взаимосвязь и взаимообогащение. Приветствуется исследовательская работа учащихся, участие в научно-практических конференциях.
     Таким образом,  одна из главных задач современного музыкального воспитания  заключается в формировании активного мышления, основанного на поиске нового, на преодолении слухового штампа, что возможно лишь в условиях использования в учебном процессе  художественных образцов музыки разных исторических, национальных и авторских стилей. Необходимо постоянно находить и ярче обозначать,  практическую применимость использования национально-регионального компонента в курсе детской музыкальной школы. Это  способствует бережному отношению к национальным традициям других народов и формированию духовной культуры личности в целом.

                                                                                               Гаврилова О.А., г. Абакан 2011




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (08.03.2012)
Просмотров: 2426