Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Концертная деятельность как одна из форм повышения мотивации


Концертная деятельность как одна из форм повышения мотивации к образовательному процессу

Немного хочу рассказать о том, как все начиналось. В нашей школе искусств уже многие годы существуют такие отделения, как фортепианное, народное, хореографическое, изобразительного искусства и хоровое. После посещения курсов Красильниковой Елены Витальевны (преподаватель по кассу гитары РМК г. Ижевск) для преподавателей по классу гитары без базового образования, у меня возникла идея о создании класса классической гитары. Этому послужили многочисленные просьбы со стороны ребят и их родителей обучаться игре на этом инструменте. В начале моей работы в гитарном классе было всего 3 специалиста - гитариста, а остальные учащиеся проходили данный предмет, как предмет по выбору. Передо мной встала цель – привлечение учащихся именно на спец. инструмент. Мне хотелось, чтобы их число значительно увеличилось. У нас в поселке мало кто знал, что из себя представляет классическая гитара и мало кто слышал многообразие исполняемой музыки на этом инструменте. Встал ряд задач: это реклама и пропаганда инструмента, умение заинтересовать ребенка процессом овладения игры на гитаре. Для поддержания интереса к занятиям встала необходимость повысить мотивацию учащегося различными способами. Для успешного решения данной проблемы необходимо применять весь спектр известных и адекватных мер, нужно было любым способом увлечь каждого учащегося индивидуально. Все мотивы обучения можно подразделить на 2 большие категории: ПЕРВАЯ связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, к ней относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; ВТОРАЯ категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, здесь имеются в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе общественных отношений. К основным причинам интереса к гитаре относится в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников, иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения, часто это эстрадная композиция или песня.

Большое количество детей приходит в ДШИ под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие спектры увеличивают ее популярность. Любой педагог в своей практике сталкивается с проблемой мотивации учащегося, а также с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения, в частности к гитаре. Сложность данной работы заключается в том, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считают гитару несерьезным инструментом, бытует мнение о гитаре, как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому большинство детей, приходящих в ДШИ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинам. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов. Занятия на любом инструменте в определенной степени сложнее, чем занятие в других отраслях искусства. Например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конечные результаты своей работы. Добровольное возникшее желание играть на инструменте перерастает в обременительную обязанность. Дети и их родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим привычнее видеть гитару в компаниях и слышать исполнение легкой музыки. Чтобы занятия с каждым учеником проходили более продуктивнее, я решила, что для повышении мотивации учащегося целесообразно применить выступления и участие ребят в различных видах концертов. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях.

Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме. Все свои цели и задачи, а это привлечение большего числа учащихся на спец. инструмент, пропаганда и реклама классической гитары и самая основная задача – это повышение мотивации моих учеников к образовательному процессу я решаю при помощи создания моих мини - проектов, где участвуют и выступают ученики моего класса. За последние годы мы провели 3 концерта под названием «Душа – моя гитара», «Шесть волшебных струн», «Изгиб гитары желтый…» и не собираемся на этом останавливаться.

Подготовка такого большого мероприятия объединяет в себе ряд других форм повышения мотивации у детей. Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Выбрать музыкальные пьесы по душе – это тоже одна из важных форм, которая способствует заинтересованности детей. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой - либо пьесы я неоднократно проигрываю музыкальное произведение, рассказываю о композиторе и вместе с ребенком мы начинаем фантазировать и рисовать подходящие образы. Повышению интереса к занятиям способствует и ансамблевая практика. Именно ансамбль оказывает влияние на эстетическое воспитание, гармоничное развитие, на создание внутренней духовной культуры ребенка. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. В своей практике я использую различного вида ансамбли. Это однородные ансамбли – дуэты, трио, квартеты, всевозможные аккомпанементы сопровождения для голоса, ансамбли с синтезатором, где синтезатор помогает внести тембровые окраски оркестровых симфонических инструментов. Вот уже несколько лет под моим руководством у нас в школе существует вокально – инструментальный ансамбль, где поиграть мечтает каждый учащийся. Именно в этом ансамбле подростки ощущают себя подобием своих роковых кумиров.

Также целесообразно использовать возможности современных технологий, аудио - и видеотехники, компьютерных программ и интернета и многие другие. В частности на наших проектах я использую сценическое освещение: это светомузыка, мигающие различными цветами огоньки. Сцену украшают слайды, которые обеспечивает нам видеопроектор.

Необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары: предлагать им ходить на концерты, организованные ДШИ, концерты профессиональных гитаристов, а также знакомить с видео - и аудиозаписями выдающихся исполнителей. В частности на родительских собраниях моего класса я практикую концертные выступления каждого учащегося. Концерт может проходить в классической форме или в обстановке, напоминающей музыкальное кафе, где за чашкой чая родители могут наслаждаться игрой своих любимых деток. Вечер заканчивался общим исполнением любимых песен, где аккомпанировали сами ученики.

Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи, выступают в роли работников сцены, помогают создать необходимое сценическое освещение.

Таким образом, в концерте задействованы практически все учащиеся класса. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят. Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту. Это их очень увлекает.

Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники, жители поселка. Это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

Данилова Е. А., п. Балезино,

Удмуртская республика.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (11.08.2015)
Просмотров: 1640