Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Хроматическая гамма (сольфеджио, 6 класс)


Хроматизмы. Мелодическое движение по хроматической гамме

открытый урок  на городском методическом объединении



1. Дата:
2. Группа: 6 класс
3. Номер урока по теме: Урок 2. Тема предшествовавшего урока: «Хроматическая гамма: построение мажорного и минорного видов». Домашнее задание:
    1. Построить хроматические гаммы D, d.
    2. Способин № 82
    3. Кирюшин № 107.
4. Тема урока: «Хроматизмы. Работа над мелодическим движением по хроматической гамме».
5. Тип урока: Урок формирования и развития первичных практических умений.
6. Цель урока: Актуализация опорных знаний по темам «Хроматизмы» и «Построение хроматической гаммы», и на их основе - формирование и развитие первичных практических умений и навыков применения этих знаний в стандартных ситуациях.
7. Задачи урока:
Образовательные:
    1. Проконтролировать степень усвоения понятий: «одноименные тональности», «тональности первой степени родства», «альтерация неустойчивых ступеней в мажоре и миноре», «хроматизм: проходящий и вспомогательный», «правила нотирования хроматической гаммы», изученных и сформированных на предыдущих уроках.
    2. Продолжить формирование навыков беглого построения мажорного и минорного видов хроматической гаммы.
    3. Обеспечить практическое освоение специальных знаний через комплекс заданий междисциплинарного характера:
    -анализ на слух особенностей хроматизмов в предъявленных музыкальных отрывках,
    - анализ нотных текстов, решение задач с неизвестным,
    - пение общеинструктивных подготовительных упражнений, нацеленных на восприятие и последующее воспроизведение интонационных закономерностей конкретных музыкальных примеров,
    - сольфеджирование нотных примеров (в том числе с аккомпанементом), и импровизация к ним вариантов собственного сопровождения,
    - запись тембрового музыкального диктанта.
    4. Закрепить полученные на уроке навыки интонирования участков хроматической гаммы путем исполнения номера с листа.

Воспитательные:

    1. Эстетические: задачи обогащения кругозора личности и воспитания ее музыкального вкуса.
    2. Трудовые: задачи воспитания навыков осознанного слухового восприятия музыкальных примеров, а также внимания к качеству выполнения заданий. Воспитание активности, работоспособности, умения работать в команде (группе).
    3. Мировоззренческие: содействовать в ходе урока формированию осознания детьми причинно-следственных связей и отношений теории и практики, интеграции образовательных дисциплин музыкального цикла, привлекая при этом:
     - содержательных аспект учебных заданий,
    - расстановку смысловых акцентов.

Развивающие:
    1. Развитие познавательных интересов путем внедрения в урок:
    - эмоционально привлекательных заданий (в том числе и проблемно- поискового характера); разнообразных музыкальных примеров СВ том числе из популярной современной музыки);
    - современных дидактических и технических средств обучения.
    2. Специальные задания нацелены на развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.
    3. Развитие способностей и дарований учащихся с учетом их индивидуального актуального состояния и специализации через специальный подбор и дифференциацию заданий.
8. Структура урока: Урок «единого развития». Конечная цель: написание музыкального диктанта и чтение номера с листа, включающих мелодическое движение по хроматической гамме как реализация полученных в совокупности знаний и навыков.
9.Виды и форма обучения: Традиционные, с использованием ТСО. Активные формы работы в чередовании с пассивными.
10. Методы контроля и самоконтроля: Групповой, парный, и индивидуальный в чередовании.
Вид обратной связи: свободный.
11. Оформление, оборудование и инвентарь: Урок проводится в просторном, специально оформленном и подготовленном классном помещение с двумя фортепиано, музыкальным центром, синтезатором. Для группы учащихся оборудуются рабочие места за столами. Для присутствующих гостей стулья располагаются полукругом. Всем учащимся и гостям раздаются специально подготовленные ксерокопированные материалы для наглядного представления инструктивных упражнений и фрагментов художественного творчества. На классной доске размещаются:
1) наглядные пособия «Альтерация неустойчивых ступеней мажора и минора» и
«Клавиатура»,
2) задания для работы на доске,
3) схематические изображения общеинструктивных упражнений, выполняемых группой. На столе у преподавателя: карточки с заданием (см. в Приложении). На фортепиано: нотный материал для пения и слушания. Подготовлены диски с записью: 1. «Хабанера» из «Кармен - Сюиты» Бизе - Щедрина;
2. фонограмма «минус» для исполнения номера Кирюшина.

Ход урока:
• Открытие кратким вступительным словом для разъяснения методических основ, целей, формы проведения урока,
• Знакомство с учащимися и характеристика данной группы,
• Эмоциональный настрой детей на активную работу.

 I. Разминка - повторение сформированных ранее опорных ЗУНов

задача: закрепление навыка беглого определения на слух
    1. а) Спели ноту «а». Определение на слух (в высоком темпе) от «а» тональностей:
В, Es, D, d, с, Р, Н.
б) Определение на слух характерных интервалов вне лада: ув 2 - ч 4, ув 5 - б 6 в dur, ум 4 -м 3 в dur, ум 4 -м 3 в moll, ув 5 - б 6 в moll, ум 7 - ч 5.
в) Определение на слух аккордов вне лада: уменьшенный септаккорд, ув 53 в dur, ув 53 в moll, md 2, md 65, md 43, md 7.
    2. Пение 12 аккордов (Б5з, М5з, Б6, М6, Б64, М64, md7, md65, md43, md2, мУм7, Ум7aккopд):
а) вверх от звука «d» хором,
б) вниз - индивидуально.
задача: «вхождение» в лад, актуализация навыков и умений.
    3а) Пение звукорядов ладов от звука «d» по схеме (указана в раздаточном материале) хором:
↑ гармонический мажор,
↓ гармонический минор,
↑ мелодический минор,
↓ мажорная пентатоника,
↑ минорная пентатоника,
↓ мелодический мажор.

    3б) для работы на доске приглашается 1 учащийся. Он получает карточку с заданием:
а) вписать хроматические проходящие и хроматические вспомогательные звуки

б) вписать нужные звуки, чтобы данные мажорный и минорный звукоряды превратились в хроматические, подписать тональности первой степени родства (предъявляются гаммы Ре мажор и ре минор).

Учащийся выполняет задания один и самостоятельно, в то время, как группа продолжает распевку в ладу.

    4. Пение характерных интервалов в D, d: увеличенные (ув 2, ув 4, ув 5) - группой в мелодическом виде, уменьшенные (ум 4, ум 5, ум 7) - в паре в гармоническом виде.
задача: взаимосвязь интервальных и ступеневых представлений в развитии ладового слуха.
    5. Закрепление теоретических сведений по теме «одноименные тональности».
а) Вопросы к учащимся:
    - Сейчас вы спели много упражнений в тональностях D и d. Скажите, а как называется такое соотношение тональностей?
    - Какая у них разница в знаках?
    - Приведите примеры.
б) Интеллектуальная головоломка + кто быстрее:
    - Назовите, сколько знаков у тональности, одноименной
    * Н - dur?
    * Fis - moll?
    * Es - dur?
    * С - moll?
    - Назовите в буквенной системе одноименную минорную тональность к мажорной тональности с тремя диезами?
    - Назовите одноименную мажорную тональность к минорной, у которой параллельная - соль мажор?
    - Кто был самым быстрым и точным?!

II. Работа с понятием «хроматизм»

    1. Внимание на доску (к этому времени должно быть выполнено первое задание по карточке учащимся у доски). Озвучивается первое задание. Актуализируются понятия «хроматизм», «хроматические проходящие звуки», «верхний и нижний хроматический вспомогательный звук». Группой проверяется пpавильность выполнения задания (обсуждаются допущенные ошибки, и производится их коррекция), оценивается труд учащегося. Закрепляются теоретические сведения о простых и сложных хроматических проходящих и вспомогательных звуках.
    2. Анализ на слух видов хроматизмов в классических художественных образцах, исполняемых педагогом на фортепиано. Перед началом прослушивания каждого из музыкальных отрывков объявляется их автор и название произведения. Тут же детям предлагается в нескольких словах поделиться своими знаниями об этих композиторах (имя, страна, эпоха, основные произведения). После однократного прослушивания музыкальных отрывков учащиеся должны назвать вид хроматизма в музыкальном языке произведения и его местоположение в музыкальной ткани.
а) Шопен. Прелюдия с - moll.
(Хроматические проходящие звуки в октавном удвоении в нисходящей басовой мелодической линии).
б) Рахманинов. Прелюдия cis - moll (средний раздел).
(Сложные (в трех голосах параллельными секстами) хроматические проходящие звуки ).
в) Зебряк. Хроматический этюд.
(В верхнем голосе - нижние хроматические вспомогательные звуки; одновременно в басу - восходящие хроматические проходящие звуки. Далее - мелодическое движение по сходящейся хроматической гамме).
    3. Интонирование хроматических проходящих звуков как хода на ув1 между двумя ступенями лада, отстоящими на тон:
а) D - dur, вверх, хором.
б) d - moll, вниз. Каждая пара диатонических ступеней исполняется хором, вслед за ней диатонические ступени с заполнением хроматическим проходящим звуком исполняются одним учащимся (по цепочке - вся группа).
    Как момент закрепления, акцент делается на том, что сейчас спели хроматические звуки как вводные тоны к каждой ступени лада, а - между тем, существует и иной вид хроматизма, когда усиливается тяготение только неустойчивых ступеней в устойчивые. Дети должны догадаться, что речь идет об альтерации.

III. Работа с понятием «хроматическая гамма»
    1. Вновь внимание на доску (к этому времени должно быть выполнено и второе задание по карточке).
    Озвучивается задание. Учащимся, выполнявшим задание, дается определение хроматической гаммы, правил ее нотирования. Другой учащийся комментирует качество выполнения, дает оценку.
    Педагогом обращается внимание учащихся на единый тональный план урока, а именно - работу в одноименных тональностях D и d. Отмечается, что выбор одноименных тональностей для освоения и осознания темы «хроматическая гамма» не случаен, а наоборот, наиболее «выгодный», поскольку:
- у одноименных тональностей ярче слышны оттенки мажора и минора (чем у параллельных),
- у одноименных тональностей ярче заметен контраст правил написания при визуальном предъявлении (это подтверждает работа, выполненная на доске).
    В качестве закрепления правил нотирования мажорного и минорного видов хроматической гаммы педагогом еще раз обращается внимание детей на разницу написания при восходящим движении, и отсутствием таковой в нисходящем.
    2. Практическая реализация усвоенных правил построения хроматической гаммы.
    Детям предлагается «задача с неизвестным»: определить и написать недостающие хроматические звуки в очень популярной и красивой мелодии (предлагается также назвать композитора и его произведение). На подготовленных бланках дети должны вместо знаков вопросов дописать соответствующие услышанному (муз. материал: запись «Хабанера» из «Кармен - сюиты» Бизе - Щедрина, повторенный дважды 8 - тактовый период в d - moll) звуки. После первого прослушивания дети должны угадать характерное мелодическое движение по нисходящей минорной хроматической гамме. Путем наводящих вопросов педагога дети могут прийти к выводу, что выполнить это задание не сложно, поскольку они уже умеют строить нисходящую хроматическую гамму - она уже написана на доске, надо лишь быть внимательным с ритмом.
    Проверка выполнения задания осуществляется путем сольфеджирования одним учащимся решенного им варианта. Дети слушают и сверяют его и свой вариант, затем оценивают его и свой труд. Далее предлагается послушать продолжение прозвучавшего отрывка (последующие 16 тактов) и определить, какое произошло изменение (звучит та же мелодия, но по хроматической гамме в одноименном мажоре). Спрашивается, что поменяется в нотировании, если бы вам предложили выполнить аналогичное задание, но уже в мажоре. Обращается внимание на то, что для жанра хабанеры свойственно такое контрастное предъявление мелодии в одноименных тональностях. Интересный момент: ритмизированная (в жанре хабанеры) хроматическая гамма имеет привлекательный для исполнения вид.
    3. Определение интервалов, образующихся при каждом шаге на полутон расходящейся от унисона (ч1) хроматической гаммы относительно нотирования ее минорного вида. За инструмент приглашается 1 учащийся - он играет (озвучивает) каждый образующийся интервал. Остальные учащиеся работают за «немой» клавиатурой - называют вслух основание, вершину интервала, его величину
d-d       cis - es    c- е     h- f      и т.д.   d-d
ч 1         ум3       63     ум5                  двойная октава

Обращается внимание на появление составного и новых (хроматических) интервалов.


IV. Ладоинтонационная работа в D - dur
    1. Пение упражнений на интонирование верхнего и нижнего хроматических вспомогательных звуков:
а) к устойчивым ступеням - хором,
б) с усложнением задачи:
На доске показана схема:
    Дается разъяснение: на линеечке - нота, соответствующая I, III или V ступени. Звук выше линеечки - верхний хроматический вспомогательный, и, соответственно, ниже - нижний хроматический вспомогательный. Как видно, упражнение двухголосное, в четырехдольном размере. Исполняется парой учащихся, голоса распределяются по их желанию. Акцентируется внимание на характерное звучание образующегося хроматического интервала ум 3.
    2. Пение альтерированных ступеней по наглядному пособию «Альтерация»:
а) хором  - IIн, IIв, IVв, VIн  с переходом в устойчивые,
б) индивидуально - альтерированные ступени в разнобой.
    3. Пение номера с листа: Россини «Севильский цирюльник» (Островский, Соловьев, Шокин № 42). Предварительные задания:
- о композиторе,
- просмотреть номер глазами, найти и объяснить хроматизмы (IIв, IVв, дезальтерация). Внимание: в 6 такте звук gis (IVв) взят скачком.
а) исполнение хором,
б) обсуждение возможного гармонического сопровождения,
в) исполнение одним учащимся с его вариантами аккомпанемента.
    4. Пение нижнего хроматического звука к указанным ступеням лада (II, III, V, VI, VII, I - разными учащимися) к указанным ступеням лада скачком от тоники с разрешением. Это упражнение является интонационной настройкой к исполнению домашнего номера.
    5. Пение домашнего номера (Кирюшин №107) под «минусовую» фонограмму по цепочке.

V. Ладоинтонационная работа в d - moll
    1. Пение альтерированных ступеней по наглядному пособию «Альтерация» под сопровождение педагога: диатоническая неустойчивая ступень - альтерированная ступень - разрешение (индивидуальное исполнение).
    2. Подготовительные упражнения к исполнению номера с листа: - пение I, IIн , IIн53, I53, V6, V43 - t.
    3. Чтение с листа: Шуберт «Мельник и ручей» (Островский, Соловьев, Шокин №27).
Предварительные задания:
- о композиторе,
- анализ вокальной партии (хроматизмы),
движение по звукам аккордов: D43 в третьем такте, D65 в 7 такте),
- анализ сопровождения (органный пункт на тонической квинте, «неаполитанский» секстаккорд в 6 такте).
Номер исполняется хором под аккомпанемент одного учащегося.
    4. Пение домашнего номера: Арну «Канон» (Способин № 82 в транспорте).
Обращается внимание на жанр имитационной полифонии. Исполняют двое учащихся.
    5. Акцентируется внимание учащихся на характерные для номера
мелодические обороты, а именно - движение по участкам хроматической гаммы от V к t, и от t к V.
    Интонируется вся хроматическая гамма целиком в нисходящем движении, опираясь на смысловые акценты t - D и D - t.
    6. «Проверка» ощущения «нахождения» в ладу.
а) назвать вслед за исполнением на фортепиано ноты: d, а, в, gis, е, g, а, cis, es, d.
б) услышать, определить аккорды, спеть нотами: t 53- s 64 - t 53 - D 43 - t 53 - Ум VII7 - D 65 - t 53
в) спеть малосекундовое опевание I ступени.

VI. Реализация полученных на уроке в совокупности знаний и навыков
    1. Написание музыкального диктанта популярной композиции из репертуара джаз - оркестра Дюка Эллингтона - «Караван».
    Диктант тембровый, предъявляется на синтезаторе (мелодия - у гобоя, инструментальное сопровождение в современном стиле). Дети должны продемонстрировать навыки расчленения в сознании музыкальной ткани услышанного произведения на составные элементы. После 1 - 2 прослyшиваний учащиеся отвечают на предварительно поставленные вопросы:
- структурные компоненты,
- особенности ритмического рисунка,
- анализ развития мелодии.
    До начала процедуры записи мелодии, каждым учащимся должны быть узнаны и актуализированы следующие характерные мелодические обороты:
- движение по D 43,
- альтерация и дезальтерация IV
- движение по участку хроматической гаммы D - t,
ум 3 как IIн и VIIв к I.
    Характерный ритмический оборот - повторение ритмической формулы:
оформляется как «скелет» диктанта в тактовой сетке.
    Максимальное количество предъявления диктанта - 4 раза, после чего мелодия с названием звуков поется одним из учащихся. Группа проверяет свои работы.
    Коллективно определяются ошибки, после чего хором поется правильный вариант. Затем обсуждается гармоническое сопровождение (басовое остинато V, VI половинными длительностями и тоника в конце), и, наконец, диктант исполняется как двухголосие с басовым остинато.
    2. Исполнение с листа номера на мелодическое движение по полной хроматической гамме: Верди, «Аида» - тема ревности (Островский, Соловьев, Шокин № 53).

VII. Завершающий этап урока

1. Обратная связь: что удалось или не удалось и каковы причины.
2. Домашнее задание:
1) Олег Хромушин «Джазовое сольфеджио» - «Хроматический вальс», «Хроматический этюд», «Хроматизмы» .
2) Выполнить задания в рабочей тетради Калининой

 Батыршина С. И.,
г. Набережные Челны




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (21.01.2012)
Просмотров: 14401