Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

История создания и развития клавишного синтезатора


История создания и развития клавишного синтезатора
Методическое сообщение

     Почти каждый, кто интересуется современной музыкой, что-нибудь слышал о синтезаторе и наверняка слушал его звучание, порой не отдавая себе отчета, что это за инструмент. Популярная, эстрадная, джазовая музыка сегодня не может обойтись без синтезатора. Синтезатор при записи в студии, синтезатор в концерте, на эстраде. Итак, что же такое синтезатор? Прежде чем ответитъ на этот вопрос вернемся немного назад.

    История музыки есть не только история смены стилей и жанров, но также и история поисков новых звучаний, новых акустических условий. Каждая эпоха обладает своим неповторимым звучанием, прочно закрепившимся ныне в нашем сознании. Так, период XVII—XVIII веков вызвал к жизни клавесин и струнный оркестр, а XIX век — современное фортепиано и большой симфонический оркестр.

    С той поры работа по конструированию новых инструментов, казалось, почти замерла. Дальнейшее обогащение звуковой палитры оркестра происходило уже почти исключительно с помощью усовершенствования инструментов и роста исполнительского мастерства, изобретение саксофона и рост его популярности были тут скорее исключением. Но прошли десятилетия, и великие технические открытия — телеграф, телефон, радио — дали создателям музыкальных инструментов совершенно новые средства.

     Мы называем их теперь радиоэлектронными. Возникла электромузыка — область увлекательнейшего творческого сотрудничества радиотехников, акустиков и музыкантов.




     Работа в этой области оказалась плодотворной; одна за другой стали появляться разнообразные конструкции принципиально новых инструментов, предназначенных сначала для воспроизведения, а затем и для сочинения и записи музыки.


     Принцип, на котором они основаны, был, правда, известен давно. Бще в 60-е годы прошлого столетия известный немецкий ученый, основоположник музыкальной акустики Г. Гельмгольц впервые провел исследование по синтезу звука, используя то обстоятельство, что любое музыкальное звучание может быть представлено как некоторый набор чистых тонов и, наоборот, имея достаточно большое число их, можно получить звуки какой угодно высоты, громкости, тембра. Теперь, получив в свои руки новые электронные аппараты, композитор становится как бы селекционером звуков. Избирая разнообразные их сочетания, он создает невиданные до сих пор звуки, получение которых технически не достижимо для обычного оркестра. Поскольку такой аппарат использует идею соединения, синтеза простых звуков для получения сложных, он и получил название синтезатор. Экспериментальные работы по синтезу звука проводились во многих странах, рождались музыкальные синтезаторы различной конструкции.

      Как гениальное прозрение читаются сегодня строки из «Новой Атлантиды» Френсиса Бэкона, написанные более трех с половиной столетий назад: «У нас также есть Дома Звука, где мы упражняемся в получении всевозможных звуков и их сочетаний. Мы знаем гармонии, которые вам неизвестны: они построены на четвертях тонов с едва заметными переходами от одной ноты к другой. Музыкальные инструменты не похожи на ваши, и звучат они гораздно мелодичнее; елушать, как они играют вместе с колокольцами,— утонченное наслаждение. Звуки слабые мы представляем как величественные и глубокие, а громкие звуки ослабляем и придаем им остроту. Мы создаем иные созвучия и трели, которые сами по себе совершенны. Мы можем имитировать звуки человеческой речи, голоса зверей и пение птиц. У нас есть особые устройства, которые помогают уху слышать все это. Мы можем также создавать необыкновенное эхо, в котором голос отражается многократно и как бы повторяется неизменно, причем можно сделать и так, чтобы отраженный голос был или громче, чем истинный, или пронзительнее, или наоборот глуше. Есть даже возможность соз-дать человеческий голос, составляя его из искусственных звуков… Мы можем передавать звук по особым трубам на удивительно большое расстояние».

      Сегодня эта смелая фантазия превратилась в реальность благодаря изобретательному прогрессу научной мысли.

      На первых порах электроинструменты были очень сложны, несовершенны и удручающе громоздки. Так, один из первых электрических органов — «Телармониум» американца Кэхилла — весил 200 тонн. Он, конечно, так и остался лишь лабораторным образцом. Внушительным был и орган французских изобретателей Шевели и Купло (1918). В этом прообразе современных электроорганов использовалось до 700 элект-ронных ламп!

     Первым электромузыкальным инструментом, получившим заслуженное признание и практическое применение во всем мире, был «терменвокс», созданный советским инженером Львом Сергеевичем Терменрм в 1920 году.

Ансамбль терменвоксистов.

 
      Вслед за «терменвоксом» за рубежом и в нашей стране появился целый ряд различных по конструкции электроинструментов. Это «ильстон» композитора Ильсарова, близкий по устройству и способу извлечения звука к «терменвоксу», грифовый инструмент сонар инженера Н. Ананьева, виолена В. Гурова, клавишные инструменты — экводин А. Володина, компанола И. Симонова и т. д. За рубежом наибольшую известность завоевал клавишный инструмент «волны Мартено», названный так в честь его создателя французского инженера М. Мартено в 1928 году.


 
      В послевоенные годы были созданы новые конструкции электромузыкальных инструментов, которые по разнообразию звуковой палитры стали превосходить ресурсы многих инструментов современного оркестра. Однако сфера их применения оказалась несколько иной: ведь механически влить в такой ансамбль электромузыкальное звучание означало бы нарушить чудесное своеобразие симфонического оркестра, сознательно отказаться от его красоты, вошедшей корнями в общечеловеческую музыкальную культуру. Поэтому электротембры, электрозвучания привлекли прежде всего исполнителей эстрадной музыки, которые увидели в них возможность более эффективного воплощения музыкальных идей и особенностей этого жанра — ритма, интонаций, гармоний. Они открыли для музыкантов новые горизонты, когда, казалось, все уже было исчерпано. И именно поэтому электроника была быстро принята и слушателями эстрадных концертов. В 1933 году в нашей стране с помощью первого отечественного синтезатора — вариофона, был озвучен фильм «Темпы решают» на Ленинградской студии.


  
      Изобретатель его Е.А.Шолпо применил для синтеза «рисованный» звук, использовав возможности кино; ведь на киноленте звук записывается в виде хорошо заметной на глаз линии. Однако этот способ не получил большого распространения, так как рисование звука очень кропотливое и сложное дело. После войны во Всесоюзном институте звукозаписи был создан первый опытный образец музыкального синтезатора «Синтезвук», работавший с использованием магнитной записи. На нем проводились экспериментальные работы по синтезу звука для музыкального и шумового сопровождения радиопостановок. Сфера практического применения новых аппаратов во второй половине прошлого столетия стремительно расширяется.

     Уже в 1953 году был опробован синтезатор "Марк-I", разработанный инженерами X.Олсоном и X.Беларом в Принстонском центре электронной музыки (США) и предназначавшийся для производства грамзаписи. Правда, устройство это имело еще очень большие размеры — с десяток поставленных рядом объемистых шкафов.

Синтезатор "Mark-I".

 
     Попытки создать новые электронно-музыкальные инструменты пошли по пути либо применение адаптеров (звукоснимателей) установленных на измененные классические инструменты, либо использования управляемых или коммутированных генераторов, Но неожиданное и оригинальное решение появилось в СССР. Весьма оригинальный фотоэлектронный синтезатор звуков «АНС», названный так в честь великого русского композитора А. Н. Скрябина, был тогда разработан в нашей стране Б. А. Мурзиным. Этот синтезатор, который его автор определил как «электронный инструмент для композиторов», плодотворно использовался советскими музыкантами в течение длительного времени на экспериментальной студии электронной музыки в Москве.

Первый в мире синтезатор "Анси", основанный на фотоэлектронном принципе.


      «АНС» отличался оригинальностыо конструкций, остроумием технических решений. Его программирующий блок имел в своей основе стеклянную пластинку, покрытую непрозрачной несохнущей краской. Стекло являлось своеобразной партитурой инструмента. Композитор записывал нужные ему звуки на стекле, снимая краску резцом в определенных местах так, чтобы образовалась система щелей определенной конфигурации. Эти щели служили устройством управления яркостью световых лучей, направленных на фотоэлементы через вращающиеся диски — частотные модуляторы. На одном стекле партитуры можно было записывать как отдельные голоса, так и многоголосье и любые шумы.

Пример записи звуков на "АНС".

 

      Работа с такой партитурой таила в себе совершенно новые возможности: композитор мог разрабатывать необычайные по спектрам звуки, записывать музыкальную партию со всеми оттенками живого исполнения, сочинять музыку в любых ладах и звукорядах, использовать искусственные голоса и всевозможные шумы. Композиторы, музыканты, знакомясь с возможностями «АНСа», давали ему высокую оценку. «Фотоэлектронный музыкальный синтезатор «АНС» представляет большой интерес для композитора,— говорил Д. Д.Шостакович.— Он очень расширяет творческую фантазию и дает большой простор для творческой изобретатель-ности». Композитор М.И.Чулаки писал: «Быть может «АНС» послужит для открытия и воссоздания совершенно нового мира звуков тембровых, ладовых, ритмических и силовых комбинаций, дотоле неслыхаиных и поэтому могущих быть связанными с мирами иными, с полетам» в космос, с зелеными и пунцовыми солнцами, с живыми существами, иногда ранее не виданными. И сходство, и вместе с тем, различие! Потрясающие возможности и для нового прочтения звуков земного мира!..». Синтезатор использован и при выпуске первой грампластинки с записью электронной музыки — произведений композиторов Э.Артемьева, С.Крейчи, Ш.Каллоша, А.Немтина. Была записана большая программа для другой пластинки – «Музыкальное приношение», в которой композиторы А.Шнитке, Э.Денисов, С.Губайдулина и другие искали пути нового подхода к композиции электронных звуков.

"АНС" в музее.

 
     Экспериментальные работы по синтезу звука проводились во многих странах, рождались музыкальные синтезаторы различной конструкции, но все они были в виде отдельных сложных и громоздких лабораторных образцов, и только узкий круг музыкантов-исследователей мог обращаться с этими инструментами. Надо отметить, что аппарат  созданный Евгением Мурзиным был первым и последним синтезатором, который вместе с электричеством использовал свет – именно световые волны, проникающие сквозь стеклянную пластину с линиями и узорами, доносили до специальных датчиков информацию о том, какой должен в данный момент издаваться звук. Это был первый в мире фотоэлектронный синтез. Все дальнейшие разработки в этой области опирались только на электричество, а точнее – на электронику. В конце 60-х годов Роберт Муг разработал первый в мире коммерчески успешный клавишный синтезатор.

Роберт Муг в своей лаборатории.




Шабашкин  Александр Юрьевич
г. Старица, 2011

 




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (31.03.2012)
Просмотров: 4167