Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Информационные технологии и новые методы внеклассной работы


Информационные технологии и новые методы внеклассной работы в музыкальной школе

      Обучение игре на фортепиано относится к дополнительному образова-нию. Если обратиться к истории обучения игре на фортепиано, то мы увидим, что в 19 веке это был один из обязательных предметов в образовании детей и юношества.  В 20 веке интерес к музицированию, игре на фортепиано сохранял-ся. Мы еще помним те времена, когда профессия музыканта - педагога ценилась во всех отношениях
      Как сейчас с музыкальным образованием? Сколько  детей  обучается в музыкальных школах?  Сколько становятся профессионалами? Всем известно, что дети очень загружены в общеобразовательных  школах. В свободное время многие занимаются спортом. В музыкальные школы приходят учиться уже малое количество детей, которые должны организовывать свое время и силы.
      Помочь этому должны мы - преподаватели музыкальных школ и родители.  
     Учит детей надо качественно. Это означает, что обучение должно быть построено так, чтобы развить и воспитать музыкальные данные ученика для восприятия музыкального  образования. Учить надо так, чтобы ученик мог продолжить образование в дальнейшем в соответствии со своими интересами. Надо ценить время и силы ребенка, обучение должно быть последовательным и методичным, учитывая индивидуальные способности ученика. На эту тему мною написано методическое пособие «Я учусь играть». Это пособие было написано более 10 лет назад и переиздается каждый год. Но за это время  компьютер прочно вошел в нашу жизнь, с ним дети общаются каждый день и поэтому использование новых информационных технологий в учебном процессе очень удобно и естественно. Возможности мультимедийных  интернет - ресурсов  для обучения и воспитания бесконечны. Этим надо заниматься творчески, применять современные технические и программные средства.  Использовать интерактивные  способы обучения.
     Обучение игре на фортепиано – занятия индивидуальные, а дети качест-веннее и с большим интересом воспринимают обучение, когда учатся вместе. Объединить детей, создать класс как единую систему помогает внеклассная работа. Это и классные концерты, и праздники, совместное посещение концертов, и общение в классе после уроков.
     Но вот уже два года мы с учениками используем в интернете  видеоблог на основе блог-платформы «Живого Журнала» и возможностей youtube.  Видеоблог называется «Играем на фортепиано с удовольствием» (http://music-sos.livejournal.com/). Записи в видеоблоге сочетают встроенное видео с поддержкой текста и других метаданных. В видеоблоге  реализуются задачи и цели внеклассных мероприятий.
- организация свободного времени ученика и стимулирование учебной деятельности. Ученик знает, что главный результат его обучение не только выступить на концерте или экзамене, но и постараться качественно подготовиться для видеозаписи, чтобы потом можно было выложить в интернете.
- достигается охват всех учеников класса, а при освящении праздников, и всей школы.
- затрагиваются  не только профессиональные задачи, но и воспитательные. Круг тем для обсуждения разнообразен. Пишут дети и родители. Тема «Духовной пищи» раскрыта на примере исполнения музыки Моцарта. Тема настройки фортепиано - в статье «Каждая собака слышит, или как важно настраивать фортепиано».
-  тема общения родителей с детьми  в разделе «Когда у мамы руки в селедке».
-  профессионализм и общение преподавателей, тема качества педагогической работы - в  разделе «Недоразумения фортепианной педагогики» и «Играют преподаватели школы искусств».
- возможность для учеников самим оценивать себя и качество своего исполнения, формирования потребности к саморазвитию. К примеру, ученице 6 класса Насте при просмотре видео не понравилось то, что у нее нет свободы в исполнении. Как преподаватель я постоянно обращаю на это внимание и показываю, где зажатость, как ее преодолевать. Но здесь важно, что она сама это увидела и будет над этим работать.
- повышение  престижности обучения в музыкальной школе. Вот несколько примеров.  Видео исполнения «Джазового этюда» М. Дворжака в разделе «Классика и джаз в музыкальной школе» было просмотрено на работе  у дедушки ученицы, который проживает в Эстонии. Всем очень понравилось, а дедушка, по словам ученицы, плакал от гордости. Вот еще пример. Папа привел ученицу на первый урок, а сам стал заниматься со своим телефоном. Как привлечь родителя к содержанию урока? Ведь ребенок чувствует степень заинтересованности окружающих к его занятиям. Мною было предложено поучаствовать папе, когда стали играть упражнения на развитие чувства ритма. Папа играл целыми нотами в басу, дочка – четвертными, а я – более сложной фактурой. Потом мы записали это и выложили в разделе « Развитие чувства ритма», где мною была написана статья на эту тему. В дальнейшем к нашему разделу «притянулись» и посты других авторов на тему развития чувства ритма. Так происходит обобщение методической  работы не только в моем классе, но и в интернете. Дети и родители, преподаватели  имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Добавлю про папу этой ученицы. Он занимается очень ответственным делом – ремонтирует самолеты. Но теперь, все родственники и знако-мые просмотрев сюжет, где он играет, говорят: «Музыкант».

- усиливается общественная направленность обучения детей в музыкальной школе. Ученики музыкальной школы уже в своих общеобразовательных школах участвуют во внеклассных мероприятиях, влияют на формирование музыкальной культуры своих сверстников, да и учителей. Ученики выкладывают видео в социальных сетях, предоставляя возможность друзьям просматривать видеозаписи. На практике убедилась, как поменялось отношение  к музыке у одноклассников моей ученицы. В первый год занятий она, вздыхая, говорила, что дети не любят классическую музыку. Да и преподаватели школы не шли на встречу, если надо было после уроков скорее бежать в музыкальную школу. Спустя четыре года ситуация изменилась. Теперь дети просят ее сыграть что-либо из программы. Вкусы разделились. Кто-то просит Баха, кто-то Шумана. А учителя с гордостью говорят: «Золотые руки».

- создание информационно образовательной среды, возможность развития слухового опыта учеников и сравнение своего исполнения произведения с исполнением сверстников, а также звезд мировой музыкальной элиты. На экзаменах в музыкальной школе мало исполнить произведение без ошибок, технически уверенно. Нужно еще качество звука, свойственного  стилю каждого композитора. Исполнил ученик сонату Моцарта или полифонию Баха, пьесу из «Времен  Года» Чайковского, а  кто-то из комиссии говорит: « Это не Моцарт, это не Бах, не Чайковский». Когда мы выкладываем исполнение учеником, к примеру, прелюдии И.С.Баха, то тут же следом можно послушать сотню других исполнений. Выбрать самое интересное и убедительное.

 Приходят отзывы и комментарии на исполнение учеников из 30 стран на русском, английском языках. Ученику приятно получить даже такой отзыв: «Умничка!» Это очень стимулирует. Многие посты выкладываются в «избранное», а ученики выкладывают у себя в социальных сетях. Приходят отзывы с благодарность за интересные, насущные темы.

      Появляется возможность  приобщаться  ученикам и родителям  к миро-вой музыкальной культуре. И как важна тема изучения полифонической музыки  И.С. Баха, дающей развитие мышления и попадание в мировое  информационное пространство через музыку  Баха, а как результат - раскрытие творческого потенциала ученика. «Жалко детей, которые голодают, но еще более жалко тех, кто не играет полифонию Баха» (М. Казинник). Детям очень трудно постигать звучание этой музыки, только через огромный труд и терпение учеников, преподавателя и родителей можно получить результат – удовольствие от исполнения. Записываем много, в разных залах, а вот, к примеру, известную Арию из оркестровой сюиты Баха ученицам Насте и Лизе удалось лучше всего исполнить в классе. Решили назвать «Классный Бах». Еще пример. Анатолий пришел в класс в 6 лет. Ходит на уроки с двумя маленькими братиками (маме не с кем оставить). После первых уроков начали учить Менуэт Баха, буквально с отдельных звуков и лиг, отдельных интонаций, не нарушая принципа постепенности. И, к удивлению, выучили очень быстро. Да еще дома самостоятельно еще один  Менуэт. В конце года стали записывать. Получилось несколько приличных вариантов, но пока не выкладываем. Поучим еще, что бы было более сво-бодно. Ведь будут слушать во всем мире.

     В видеоблоге происходит освящение внеклассной работы всей музыкаль-ной школы. Наш класс проводит ежегодно праздник «Посвящение в юные музыканты». Есть базовый сценарий, но меняются ведущие и мы что-то дополняем. Важно приобщить юных музыкантов к прекрасному миру музыки, а также привить нормы культурного поведения, навыки трудолюбия, ощущения участия в коллективном творчестве.
     Еще один совместный проект с художественным отделением нашей школы искусств  – «Дети рисуют музыку».  Вместе с преподавателем школы Еленой Борисовной Аверьяновой проводим классные часы, где мы говорим о синестезии. Исполняют мои ученики или я, а дети художественного отделения рисуют. Елена Борисовна делает видеозапись наших встреч. Видно, как дети слушают музыку, их глаза, как они преображаются. Синестезия является мощным педагогическим ресурсом, поэтому мы планируем продолжать эту работу. А для учеников моего класса появился маленький планшет, где они с удовольствием рисуют, слушая музыку. Это дает свои, порой неожиданные результаты в исполнении музыкальных произведений.
     Эти результаты - обобщение не только собственного методического опыта, но могут быть введены в контекст рассмотрения методики обучения игре на фортепиано в историческом аспекте. Так, в блоге помещена моя статья «Музыка, богатая покоем» о творчестве Дж.Филда, опубликованная в сборнике «Санкт – Петербург - Ирландия», 2011. Озвучивать эту тему на фортепиано помогают ученики класса.
В видеоблоге представлен сюжет «Красносельский район - часть культурно-информационного пространства Европы». Дети и взрослые знакомятся с историей своего района, того места, где находится наша школа Искусств, от Петра Первого до переднего края обороны во время Великой Отечественной Войны.
     В видеоблоге  происходит показ направлений работы, новые ученики знакомятся с работой класса, а также с теми, кто уже закончил школу.
     Хочу подчеркнуть, что во временном аспекте здесь есть свои преимущества. Ученик и его родители в любое время, даже в каникулы, находясь в другом городе, могут зайти в интернет и задать вопрос, обсудить планы, прослушать что- то новое, написать комментарии.
    Ученики класса создают свои сайты, где они продолжают отражать нашу работу во всех направлениях.
     Очень важно оптимизировать процесс обучения,  качество и наполненность  внеклассной работы. Это можно сравнить с самолетом. Перегрузишь материал  -  не взлетит, слишком легкий тоже не полетит. Так и в работе с учениками.  Давать ученику, сколько сможет усвоить и чуть- чуть показать направление работы в дальнейшем.
     Видеоблог помогает  создавать и формировать культурные и нравственные ценности в классе и в семьях учеников.

На встрече «Блог в помощь», которая проходили в бизнес-инкубаторе «Ингрия» при правительстве Санкт-Петербурга моему «Живому Журналу» был подарен бесплатный  пожизненный аккаунт. Теперь есть возможность полнее раскрывать нашу внеклассную работу с учениками.

Список литературы:
•    Сотникова О. «Я учусь играть» Учебно-методическое пособие. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 2011
•    «Санкт-Петербург - Ирландия люди и события» Серия «Санкт-Петербург и мир» Издательство «Европейский дом» Санкт-Петербург, 2011
•    Сотникова О. «Играем с удовольствием» Учебно-методическое пособие. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005
Сотникова О. С., Санкт-Петербург




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (20.02.2013)
Просмотров: 4093