Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

И как душа родного края, звучит великий диалог...


 "И как душа родного края, звучит великий диалог..."
Открытый урок по хору

Цель: формирование духовной культуры учащихся средствами музыки Курмангазы, Абая, П. Чайковского, К. Дуйсекеева в интегративных связях с поэзией Д. Мулдагалиева, изобразительным искусством и кинематографом.

Задачи:
1.    Эмоциональное воспитание – воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений поликультурной личности, патриотизма, духовно-нравственной культуры; формирование понятий "Родина" и "казахстанцы" через прикосновение к национальным и общечеловеческим ценностям. Развитие эмоционально-личностного переживания искусства разных народов через активное приобщение учащихся к духовным символам народов России и Казахстана.
2.    Осознанное восприятие (обучение) – развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного и национального своеобразия музыки казахского и русского народов. Определение понятий – "главная интонация"; "ритм" (равномерный, пунктирный), "лад" (мажор, минор) и его цветовосприятие; динамическая нюансировка; виды мелодии (кантилена, речитатив) и их роль в создании музыкально-художественного образа произведения, форма произведения - 1, 2-х частная и вариации.
3.    Деятельно-практическое развитие – развитие вокально-хоровой культуры учащихся (певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция, работа над фразой, пение в унисон, каноном, двуголосием); развитие слушательской культуры, культуры ответов, культуры личностного переживания искусства; развитие ассоциативного мышления учащихся в постижении образной сферы произведения; развитие культуры самостоятельно добывать знания из различных музыкально-художественных источников; культуры многоуровневого творческого самовыражения.
Принципы:
1.    Принцип единства воспитания, обучения и развития.
2.    Принцип научности.
3.    Принцип связи музыки с жизнью.
4.    Принцип увлеченности.
5.    Принцип активности, самостоятельности и сознательности и его реализация на уроке и вне его.
6.    Принцип оптимизации.
7.    Принцип тематического построения урока.
Формы работы: Индивидуальные ответы учащихся, работа в группах (двухголосие и канон), общеклассные.
Методы:
I. Перцептивные (направленные на восприятие):
а) словесный (дискуссия);
б) наглядный (подготовка нотного текста, портретов композиторов, видеоматериалов, произведений изобразительного искусства);
в) практический (вокально-хоровая работа, дирижирование, игра на детских шумовых инструментах, слушание музыки, игровое четырехручие на фортепиано).
II. Гностические (знания усваиваются в процессе размышления над проблемно-поисковой ситуацией):
а) проблемно-поисковый;
б) частично-поисковый;
в) перспектива и ретроспектива;
г) концентрический (знания усваиваются на новом витке осмысления);
д) логические:
   индуктивный (от частного к общему);
   дедуктивный (от общего к частному);
   традуктивный (от общего к общему, от частного к частному);
е) сравнение;
ж) обобщение;
з) анализ.
III. Управленческие:
а) знания усваиваются под руководством учителя или вне его;
б) мотивации (создание мотивов успеха поощрением, принуждением);
в) метод музыкально-художественной драматургии построения урока;
г) метод разрушения (парадоксальности);
д) метод историзма;
е) сюжетно-ролевой игры.
IV. Контролирующие:
а) устные и письменные;
б) с использованием ТСО;
в) методы проявления знаний в процессе музицирования.

Тип урока: урок обобщения.

Жанр урока: урок – диалог.

Оборудование:
•    телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио- и видеокассеты;
•    - портреты композиторов (Курмангазы, Абая, П.Чайковского), партитуры песен, нотные хрестоматии учебника нового поколения "Музыка", 2 класс, детские шумовые инструменты (бубны, ложки, треугольник, трещетки), призы, фотография памятника Абаю Кунанбаеву.

Музыкальный материал: 
1.    Курмангазы, кюй "Сары-Арка" - вход и слушание;
2.    Абай, песня "Желсiз тунде жарыкай" - распевание и слушание;
3.    Русская народная песня "Во поле береза стояла" - исполнение;
4.    П. Чайковский "Симфония № 4" (финал) - слушание;
5.    К. Дуйсекеев, песня "Жамбыр" - исполнение;
6.    Н. Назарбаев, Б. Тлеухан, песня "Жерiм менi" - слушание и выход.

Художественный материал:
1.    Видеоматериалы:
"Культура казахов", часть 1;
"Чайковский" - режиссер И.Таланкин.
2.    Репродукции художников:
А. Бухарбаев "Портрет Курмагангазы", "Портрет Абая";
С.Садуакасов "Жайлау";
И.Бояркин "Вечерний мотив".

Ход урока
1. Вход. Кюй Курмангазы «Сары-Арка» (слушание).
Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель».
- Какая по характеру музыка прозвучала?
- Какие интонации ее пронизывают? Песенные, танцевальные, маршевые?
- В каком темпе?
- Какое настроение подарила эта музыка?
- Какому народу принадлежит?
- Как определили? Кто исполнял произведение?
- Какая картина жизни предстала вашему внутреннему взору?
- Выберите из представленных картин наиболее созвучную вашему восприятию.
- Может кто-то назовет имя композитора?
Обобщение. Этот кюй написал казахский народный композитор Курмангазы. (Показать портрет, назвать год рождения).
- Какие его произведения вы знаете?
- Имя Курмангазы вам о чем-нибудь говорит? Вы его имя где-то встречали в городе?
- Большой след оставил композитор, если его именем названа одна из самых цветущих улиц Алматы, лучший оркестр, высшее учебное музыкальное заведение.
Говорят, человек живет до тех пор, пока его помнят. Имя Курмангазы звучит в сердцах не только казахов, но и всего многонационального Казахстана.
Ученик читает отрывок из стихотворения Д. Мулдагалиева (на фоне видеозаписи "Культура казахов", часть 1):
Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю, не случайно
Свой лучший кюй назвал – "Сары-Арка".
2. Песня Абая "Желсiз тунде жарык ай" (исполнение).
- Послушайте эту интонацию. Может, она что-то скажет вашему сердцу как и музыка Курмангазы? (наиграть)
- Это кантиленная или речитативная интонация?
Кантилена – как полноводная река, в переводе с итальянского языка означает "напевность". Речитатив (от слова "речь") – означает взволнованную речь человека, который торопится вам о многом сказать.
Это была главная интонация песни "Желсiз тунде жарык ай" великого казахского поэта, музыканта, философа Абая Кунанбаева (показать портрет).
Ученик читает отрывок из стихотворения Д. Мулдагалиева:
Поэзии вершина – пик Абая!
И кажется, хребта веретено
Туда, где лишь равнина голубая,
Могучим вдохновеньем взметено.
Исполнение преподавателем песни "Желсiз тунде жарык ай".
- Как вы думаете, о чем эта песня? Выберите из представленных картин наиболее созвучную настроению этой песни.
Вокально-хоровая работа над произведением "Желсiз тунде жарык ай":
- активизация певческого аппарата (дыхательная гимнастика, упражнение "Вопросы - ответы");
- разучивание песни по партитурам;
- работа над ритмом;
- сольмизация мелодии учащимися;
- пение с текстом.
Обобщение. Лучи сердца Абая способны затронуть своей красотой и взрослых, и детей, и профессиональных артистов, и учеников. Его творчество оставляет большое тепло в наших сердцах.
3. Русская народная песня "Во поле береза стояла…" (исполнение).
- Послушайте эту интонацию, она вам знакома? Что ее пронизывает - песенность, танцевальность, маршевость?
- Какая она по характеру? Какое настроение подарила?
- Сколько в ней частей?
Вокально-хоровая работа над произведением в виде ритмически-слухового диктанта:
- работа над ритмом (хлопки, приседания);
- пение с показом движения мелодии;
- пение каноном;
- составление исполнительского плана (дети сами определяют динамическую нюансировку каждого куплета, решают, на каких инструментах играть).
Исполнение с детскими шумовыми инструментами и игровым четырехручием на фортепиано.
- Как интонационно изменялось исполнение каждого куплета песни?
Да, мы создали несколько вариантов одной и той же мелодии, раскрасив ее тембрами различных групп музыкальных инструментов. Такая форма называется вариации.
4. П.И. Чайковский "Симфония № 4" (финал) – (слушание)
Перед прослушиванием озадачиваем учащихся:
- Сейчас вы услышите одно очень интересное произведение. Может случиться так, что вы услышите что-то знакомое, а может и нет. Те из вас, кто услышит что-то знакомое, поднимут руку. А может, мелодия будет повторяться несколько раз? Кто услышит это, также поднимет руку. Обратите внимание, кто будет исполнять произведение, в каком темпе, в каком характере, какой вид мелодии будет - кантилена или речитатив?
Слушание финала "Симфонии № 4".
После прослушивания:
- Что знакомого услышали?
("Во поле береза стояла" – русская народная песня)
- А как она звучала? Так, как мы ее исполняли, или иначе?
(Изменился темп – медленный перешел в быстрый)
- Кто исполнял?
(Симфонический оркестр)
- Все инструменты звучали сразу или по группам?
(Различные группы оркестра звучали в различных регистрах)
- Изменился ли вид мелодии?
(Кантилена перешла в речитативную мелодию, благодаря изменению темпа)
- Сколько раз прозвучала мелодия?
(Несколько вариантов одной и той же мелодии, окрашенной различными тембрами инструментов симфонического оркестра)
- В какой форме прозвучал финал?
(Вариационной)
- Какую картину жизни сумел воссоздать композитор, даря новую жизнь незатейливой русской народной песне "Во поле береза стояла" в финале симфонии.
(Картину народного праздника)
Это произведение написал композитор, чей портрет вы увидите сейчас на экране. (Показ фрагмента из художественного фильма "Чайковский").
- Назовите его имя. (П.И. Чайковский).
- В какой стране он жил? (России).
- Какие его произведения вы можете назвать?
(Балет "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Детский альбом").
- Есть ли в жизни казахского народа какой-то большой праздник, который созвучен произведению П.И. Чайковского?
(Наурыз).
- Что это за праздник?
(Этот замечательный праздник принадлежит не только одной нации, но и всем народам многонационального Казахстана. Это праздник весны, обновления и единения казахстанцев).
5. Обобщение.
- Чем созвучны произведения всех великих композиторов, которые вели с нами сегодня диалог?
(Любовью к Родине, к людям, к родной природе).
- Что такое Родина? Какой корень у этого слова? Что для вас означает слово "род"?
(Родители, родственники, предки).
- Что объединяет нас, представителей самых разных родов?
(Родная земля, Родина).
- У русских и казахов есть свои национальные природные символы. Сегодня на нашем уроке они прозвучали. Что это за символы?
(У русских – березка в произведении Чайковского, у казахов – степь).
- В каком произведении образ степи предстал перед вами во всей красоте?
(В произведении Курмангазы "Сары-Арка").
6. Исполнение песни "Жамбыр" К.Дуйсекеева (создание законченного художественного образа – концертное исполнение).
- Чем нравится это произведение? Кто его написал?
- Какому народу принадлежит?
- Сколько здесь настроений?
- Форма построения? (Двухчастная – запев и припев).

7. Оценка работы.
Самооценка учащихся.
Оценка учителя.

8. Домашнее задание:
К тем произведениям, которые вам понравились более всего:
- подобрать стихи, созвучные выбранному произведению;
- подобрать картину художника, созвучную этому произведению;
- нарисовать картину жизни, представленную в этом произведении;
- сочинить стихотворение или рассказ к этому произведению.

9. Обобщение
Русский художник Илья Глазунов однажды сказал: "Я считаю русским всякого человека любой национальности, кто истинно любит Россию". Мы же можем сказать, что Казахстанцем можно назвать человека любой национальности, кто истинно любит Казахстан и способствует его процветанию.
- Каких великих казахстанцев вы можете назвать?
- А себя мы можем назвать казахстанцами?
10. Песня "Жерiм менi" Н. Назарбаева и Б.Тлеухана, слушание и выход.
Сейчас вы услышите одно из самых популярных произведений еще одного великого казахстанца, который сердцем написал стихи к этой песне. Это Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев и композитор Б.Тлеухан, песня "Елiм менiн" - слушание и выход.
Шутова Елена Сергеевна,
г. Караганда




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (21.11.2012)
Просмотров: 2690