Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Фортепианный урок в музыкальной школе по Щапову


 «Фортепианный урок в музыкальной школе» по Щапову

Арсений Петрович Щапов
- выпускник Петербургской консерватории, ученик Бариновой и Блюменфельда . В 1915-1916 годы служил в Белой армии в должности писаря, что сыграло роковую роль в его судьбе. В 1930 годы был осужден на 5 лет лишения свободы, работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала, чудом остался жив. Будучи доцентом Саратовской консерватории, мог играть своим студентам напамять 32 сонаты Бетховена (за исключением 29-й)

О творческом состоянии педагога на уроке

Творческая уверенность педагога в своих действиях тесно связана с обостренной наблюдательностью: педагог должен слышать предельно ясно игру ученика и замечать все детали движений его рук, лица. Некоторые педагоги подменяют творческое состояние искусственной взвинченностью, много и быстро говорят, играют, напевают, мало заботясь о реагировании ученика на их слова. Для педагога обязательно полное владение своим нервным тонусом, но и притворная ласковость чувствуется ребенком. Добиваться результатов при помощи непрерывных окриков при строгом педагоге ведет, по существу, к роли «дрессировщика» Характерной чертой в ДМШ является скупость на словесные одобрения при щедрости на высокие отметки. Советуем подчеркивать удачи, а не недостатки.

1 О сложности исполнительского акта

В непрерывности ребенок держит в напряжении свои нервно-психические силы, пока длится пьеса. Сложность и в многогранности: воля, эмоции, память, двигательная сфера и т.д. Недопустимы реплики: «не засыпай», «играй бодрее. Чем меньше ребенок, тем менее он способен сыграть несколько раз «по-настоящему». Движущаяся цепь игровых образов и попутное планирование игры образуют сложное целое. Научить распределять внимание - самая трудная задача. Начинается воспитание чувства художественной меры с указаний: «немного, чуть-чуть, на волосок» и т.д. Чувство «технической» меры - в умении взять посильный темп и уровень звучности.

2 О некоторых особенностях обучения пианиста

Навыки расшифровки текста у пианистов сложнее, чем в других специальностях. Это обязывает: начинать работу по развитию памяти, планировать на любом этапе новый материал, постоянно анализировать текст по голосам. Требования к динамическому слуху: многие педагоги без конца твердят: «выделяй мелодию», и лишь очень редко - «затушуй сопровождение». Средний ученик начинает «выколачивать» мелодию и непроизвольно и сопровождение. Неумение учеников ДМШ справляться с элементарными требованиями голосоведения в полифонической ткани - общеизвестно. Предлагаем: при подборе полифонии в медленном темпе требовать удержания клавиши до момента перехода голоса на следующий звук, воспитывать в слушивание звучания, делать эпизодические остановки для проверки. Предельная тщательность в области ритмики. Счет вслух - бесспорно необходим. Дети чаще имеют склонность к ускорению темпа, реже к растягиванию. Чаще всего имеет место глубокий разрыв между теорией и игрой . Педагоги фортепианных классов не используют «теоретического» языка, не анализируют произведение.

3 О некоторых особенностях пианистической моторики

Начинающие «сползают» на край клавиатуры. Как можно раньше знакомить с черными клавишами. Начинающему ученику непонятно, для чего закруглять концы пальцев, отводить плечо, не делать толчки рукой - а ему «удобно». Здесь имеет место сопротивление требованиям педагога.

4 О воспитании «игровых» и «рабочих» навыков

На обсуждениях зачетов на каждом шагу приходится наблюдать как педагоги, тонко замечающие дефекты у чужих учеников, своих не замечают

Причины этого: педагоги легко теряют объективность, не всегда умеют перестроить работу на последней стадии. Очень важно улавливать момент зарождения дефектов. Педагоги не всегда умеют оказать помощь в самостоятельной работе. Это самая слабая сторона практики в ДМШ.

5 Об особенностях преподавания в ДМШ

Правильными по отношению к детскому возрасту будут следующие положения: простота речи, повторность объяснения, интенсивность от младших к старшим, 8-9 лет - задания конкретные, у старших более общие указания, предоставлять инициативу.

Работа педагога над учебным материалом


Первый момент - редактирование, анализ и проигрывание. Затем обнаруживание опечаток, дополнения, уточнения артикуляции, аппликатуры. Личное исполнительство является слабой стороной многих педагогов. Отставшим в своем исполнительстве необходимо предварительно самим выучивать ученический репертуар.

1 Вопросы построения урока

А) о «плановости»: труднее всего найти время для вспомогательных форм - упражнений. Педагог должен рассчитывать время на все. Следует всячески избегать « незаконченных уроков», когда чревато накопление в классе учеников. План урока допускает «отклонения» и даже коренную перестройку при необходимости. Конечная цель урока: обогащать знания, дальнейшая работа, образная память, «эмоциональная» зарядка» к работе. Б) об общих установках и привычках : «предварительное, промежуточное, заключительное обдумывание». Умение найти тонкости замысла, повышать качество игры при повторном проигрывании «красивым» звуком

2 Начальный этап работы над пьесой

А) осознание формы Б) ремарки В) анализ технических моментов Г) элементы выразительности Д) целостность пьесы на основе анализа

Для ДМШ общее ознакомление с пьесой происходит через показ педагога. Сложность разбора из-за трудности распределять внимание на «все» Отсюда: привычка останавливаться, игра с начала. Предлагаем: дробить пьесу, проигрывать в «уме», не смотреть на клавиши, счет вслух. Приемы: А) простукивание ритма Б) чтение нот В) знак Г) интонирование Д) аппликатура Е) артикуляция Ж) ремарки

3 Серединный этап (сцепление)

Достижение гладкого исполнения по нотам и напамять, выразительность игры, уточнение звучности, ритмики, «гладкое» исполнение Вот теперь уже исполнение должно стать «беспоправочным». Возвращаться к отдельным местам по нотам, т.к. дети не любят их открывать с момента выучивания. Существует и опасность заигрывания. Варианты: ритмические, силовые, артикуляционные. Закрепление наизусть: с любой темы, раздела.

Заключительный этап работы

Умение играть уверенно, на любом инструменте, для любого, зашедшего в класс, дома.

1 О поурочных оценках в ДШИ

В области формальной оценки немало педагогических ошибок: часто оценка выставляется не сразу после проверки. Иногда при плохо выученном этюде - общая - «хорошо». Часть педагогов избегает оценки «плохо», обесценивая обучение. Расхождение оценки педагога и комиссии вносит огромную путаницу в сознание ребенка. Сложность в том : поощрять, объективно или строго ставить оценку.

2 О тренировке и о «натаскивании»

Тренировка непрерывно дополняет ученика, а ее искажением является натаскивание. Это и счет вслух педагога, отбивание такта во время игры и т.д. Тренировочная помощь должна вовремя сниматься Негативное явление - превращение тренировки в «дрессировку».

3 Метод «попутного подсказа» и «поправочных остановок»


Педагог может помогать ребенку словесными сигналами, жестами. Наиболее правильно применять метод одновременного интонирования (2 инструмент) лишь эпизодически - голоса, фрагменты. Предлагаем «счет ученика под игру педагога». - ведь часто ученик молчит, стиснув зубы Прием «тактирования» - самая грубая форма подсказа, иной раз она принимает карикатурную форму «топания» ногой. Если педагог заставляет ученика проигрывать, ставя дополнительные указания, стимулируя самокритику, то постепенно в памяти ребенка основное откладывается. В практике ДМШ распространены формы «преувеличенного» и «отрицательного» показа, воспроизводящего недостатки игры ученика . Метод «поправочных остановок» таит в себе немалые трудности: отделить случайные дефекты от важных, частые «одергивания» ведут к депрессии, нет цельности исполнения - ожидание, что остановят. Каждый педагог пользуется своими приемами и методами, что и составляет его стиль работы. Но он должен постоянно обогащаться и совершенствоваться, пополнять свой запас умений и знаний, не теряя при этом своей исполнительской формы.

Использованная литература:
1. Некоторые вопросы фортепианной техники. Методическое пособие для педагогов вузов.Щапов. М. Музыка. 1968г .
2. Фортепианная педагогика. Щапов. М. Советская Россия.1960г.
3. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика 21в.2004г.
Семенова О.В. 2013 г.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (08.05.2013)
Просмотров: 4655