Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Формирование певческого голосоведения на примере казахских песен


Формирование и освоение сложных навыков  певческого  голосоведения на примере казахских народных песен
Мастер-класс

Форма проведения: практическое занятие
Цель мастер-класса: создание условий для формирования и освоения сложных  навыков  певческого  голосоведения на примере казахских народных песен.
Задачи:
Образовательные:
•    Обучение свободному владению своим голосовым аппаратом;
•    обучение  навыкам пения звуком красивым по силе, качеству и тембру;
•  обучение сложным вокально- техническим приемам, таким как:  пение a  cappella, вибрато, кантиленное пение, двухголосное пение;  
•    обучение  умению четко провести свою партию при одновременном звучании другой;   
Развивающие:
•    развитие  голосового аппарата посредством  дыхательных, артикуляционных упражнений;
•    развитие навыка хорошей дикции;
•    формирование и развитие  навыков пения с использованием  головного и грудного резонатора;
•    развитие навыка «вокального зевка»;
•    развитие навыка «атаки  звука»;
•    развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
•     добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
•    формирование мотивации к пению;  
•    формирование навыков концентрации внимания,  слуха, контроля эмоций.        
Воспитательные:
•    воспитание  любви к песне, потребности в общении с искусством;  
•    воспитание  эмоциональной отзывчивости на музыку;
•    воспитание  желания исполнять песни в самостоятельной деятельности;
•    воспитание навыков организации и самоорганизации, самоконтроля.

Оборудование: синтезатор, интерактивная и магнитная доска,  музыкальный центр LG.

Структура мастер-класса:
I.    Вводная часть
1.   Приветствие
2.   Установка корпуса
3.   Мотивация
4.   Активизация мыслительной деятельности (Выполнение кластера)
5.   Закрепление знаний  об основных певческих навыках
II.   Актуализация ранее приобретенных навыков
1.   Дыхательные упражнения
2.   Упражнения для  развития артикуляционного аппарата
3.   Дикционные упражнения
4.  Упражнения для развития «вокального зевка»  
5.  Упражнения на атаку звука
5.   Упражнения для пения с использованием грудного и головного  резонатора  
6.  Распевки  Сэтти Регз
III.   Практикум
1.    Знакомство с новыми словами, понятиями, приемами
2.    Просмотр видеофрагмента
3.    Слушание фрагмента казахской народной песни
4.  Выполнение упражнений, направленных на формирование и освоение сложных вокально-технических приемов
5.   Исполнение отрывка песни из разучиваемого репертуара с использованием сложных вокально-технических приемов.   
IV.   Рефлексия
1.    Вопрос-ответ
2.    Диалог
3.    Вручение сертификатов
I.    Вводная часть:

Педагог: Здравствуйте.
Педагог обращает внимание на правильную осанку: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находиться в среднем положении.

Я предлагаю вам посмотреть снимки и отгадать,  кто же изображен на них?
Демонстрация фотографий известных певцов
Ответы детей.

Педагог: Это  певцы, известные на весь мир, то есть звезды мировой величины. Чтобы петь как звезды, что необходимо?

Ответ детей: 
Необходима  постановка голоса.
Педагог:  Посмотрите и послушайте двух вокалистов и скажите, у кого из них поставлен голос

Детям показать видеофрагменты с не поставленным голосом и поставленным голосом. Вокалисты отгадывают: где поставлен голос и где нет.

Педагог: А  как можно  голос поставить?
Ответ детей: Голос нужно развивать и тренировать.
Педагог: Как вы думаете, чем отличается поставленный голос?
 
Дети делают кластер
•    красотой звучания;
•    богатством тембровой окраски;
•    широтой диапазона;
•    широтой дыхания;
•    четкостью произношения слов;
•    чистотой интонации.

Педагог: Человек, работающий над постановкой голоса должен овладеть основными вокальными навыками и сложными вокальными приемами. Выберите, какие основные вокальные навыки  необходимы певцу?

На стене плакат  (педагог открывает только «основные вокальные навыки», а «сложные вокальные навыки» откроет в третьей части мастер-класса)

«Постановка голоса»

Основные  вокальные навыки 
Сложные вокальные приемы
развитие и совершенствование дыханиякантилена
работа с артикуляционным аппаратомвибрато
выработка хорошей дикцииа капелла
выработка позиции зевкадвухголосие
выработка атаки звука
приобретение навыков в использовании резонаторов

II.     Актуализация ранее приобретенных навыков
Педагог:  Это вокальные навыки, которыми обязательно должен владеть начинающий певец. Предлагаю  разогреть   и  подготовить  свой  голосовой аппарат. Начнем с дыхательных  упражнений.

Дыхательные упражнения:
1.    «дыхание с руками»-нижняя часть ребер открывается, руки на выдохе отпускаем, на «Ф»-продув.  (как будто сдуваем мячик)
2.    положив руку на живот для контроля, сделаем  медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех.
3.    Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом.  Представьте себе собаку в жаркую погоду. Она бежит, ей жарко, у нее высунут язык для терморегуляции. Она дышит быстро-быстро, охлаждая, таким образом, пасть и весь организм.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

1.    По очереди надуваем правую и левую щеку.
2.    Упражнение «футбол». Кончиком языка касаемся щек поочередно.
3.    «Жуем» язык и прокусываем.
4.    Вытягиваем губы трубочкой и улыбаемся.
5.    Вытягиваем губы трубочкой и тянемся до носа.

Упражнения на выработку  хорошей дикции.
Чтение  скороговорок
1.Вокруг погреба хожу, все про погреб говорю.
2.Свиристель свиристит свирелью.
3.Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
4.Водовоз вез воду из-под водопровода.

Упражнения для развития «вокального зевка» или  «Маска».
1.    Перед вами - большое сочное яблоко, которое вы должны сейчас откусить.  Надо представить как «раздвигается и поднимается2 верхняя челюсть и небо при этом «желании укусить побольше вкусного яблока». Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу. Высоко поднятое небо-певческий купол.
2.    Вы «видите» перед собой ароматный цветок (например, розу)  и нюхаете его. (Аромат цветка брызгается вокруг детей).
3.    Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам «хочется зевнуть, но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть закрытым ртом

Упражнения на атаку звука.
1. Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а,а.а.,а или у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.
2.  Сказать в «высокий купол»  «уколоть» в зубы: да,да,да или ду,ду,ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «аромат цветка» или «горячую картошку». Рот очень обьемный, красивый.                                                                           
Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.
3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку» на довольно высокой  ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.
Петь в «Маску» головной  (верхняя позиция)  резонатор.
1. Упражнения на головной резонатор. Сомкнуть губы, но не плотно, и, оставляя горло таким же свободным,  помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице. Та область, где ощущается щекотание, и есть «маска», позиция. Вспомните гудок парохода, завода.
Грудной ( нижняя опора звука) резонатор.
1.  На букву «В»- как реактивный самолет. Руки от груди раздуваем от   
     себя перед собой.
2. Упражнение «шаман»
Распевки Сэтти Регз.

III.Практикум
Педагог: Хорошо, спасибо. Чтобы петь как звезда нужно  владеть сложными  вокальными приемами. К  сложным  вокально- техническим приемам относится  кантиленнное пение, певческое вибрато, пение A capella, двухголосие.

      Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением  предыдущего, как бы выливается из него. Кантилена-умение плавно переходить от ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыхании.

Представьте  образ: трехлитровую банку свежего меда, переливание его в чашку…»

Видеофрагмент «Мед липовый»

Педагог:А теперь прослушайте кантиленное пение  казахской народной песни  «Айкаракоз»

Слушание отрывка  казахской народной песни   «Айкаракоз»

Педагог: Освоим мы кантиленное пение,  делая такие упражнения и распевки: Попробуйте пропеть гласные на одной ноте

1.    Упражнение: на одной ноте петь все гласные (а, э, и, о ,у ) и слоги ма-мэ-ми-мо-му
2.    Упражнение: по тоническому трезвучию пропеть гласные.

Педагог:Первый куплет и припев песни «Праздничный вечер» исполните пожалуйста плавно, не выделяя на один слог.

Работа над фрагментом песни «Праздничный вечер»

Педагог: Вибрато-это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона. (расслабление и напряжение мышц гортани).

     Посмотрите, как на гитаре  играют вибрато.

Видеофрагмент  «Соло на гитаре».

Педагог:Айганай споет отрывок из песни «Терме». Внимательно послушайте как нужно исполнять вибрато.
Слушание отрывка  казахской народной песни   «Терме»

Педагог:Научиться делать вибрато нам помогут следующие упражнения:

1. Упражнение на ощущение вибрато-произнести   слово о б о р о н о с п о с о б н о с т ь на одном дыхании три, четыре раза подряд.

2. Упражнение на развитие вибрато-вдохните через нос и рот, затем на  выдохе спойте упражнение на гласную «А»  с интервалом в секунду. Поем эту секунду 10 раз на одном дыхании: сначала медленно, затем увеличивая темп.
Положите руку на горло в области кадыка и если вы делаете упражнение правильно, то почувствуете, что вместе с дыханием задействованы мышцы гортани. (они колеблются, то есть вибрируют)

3.    а) Сидя, расставить ноги и, наклонившись вперед, положить предплечья на колени; произнести  3 раза согласный «к». При этом толчок пройдет по всему телу до промежности. Повторить 8 раз.
б) Стоя, полностью расслабить мышцы живота, положить ладонь на стенку живота в области солнечного сплетения; произнести звук «г»-придыхательное (как на казахском языке). Повторить 8 раз.

Педагог:Маша, попробуй исполняя песню «Бипыл» на распеве спеть  вибрато, помогая себе.

Работа над фрагментом песни «Бипыл»

Педагог: Следующий вокальный прием это пение а капелла. A capella- это пение без сопровождения. В видеофрагменте посмотрите как с  помощью голоса без единого музыкального инструмента исполнят  всем вам знакомую песню.

Видеофрагмент  «Мадагаскар»

Педагог: Отрывок из казахской народной песни «Япырай»

Слушание отрывка  казахской народной песни   «Япырай»
 
  

Педагог: Распевку «Мы перебегали берега» попробуем спеть без  инструмента.

1. Распевка «Вокализ»
2. Распевка  «Мы перебегали берега»

Педагог:    Мотив «Сонной песенки» предлагаю я вам сыграю а вы исполните а капелла.

Работа над фрагментом песни. «Сонная песенка»

Педагог: Двухголосие – это пение на два голоса.

Слушание отрывка  казахской народной песни   «Дударай» (исполняет педагог и ученица на два голоса)

Педагог делит детей на два голоса.

1.Распевки  «Андрей-воробей»
2. Распевка «Как под горкой, под горой»

Педагог: Припев песни «Дети земли»  споем на два голоса.

Работа над фрагментом песни «Дети земли»

Педагог:  Спасибо. Сегодня вы в исполнении Айганай  послушали отрывки казахских народных песен. Слушателей народные песни восхищают  кантиленностью, певческим вибрато. В старину  хоровое  двухголосное пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях). Неповторимую окраску тембра  акын раскрывал  исполняя  песню а-капельно.

Опрос по новым понятиям.

Педагог: Девочки, как вы поняли значение слова «кантилена», «а капелла», «двухголосие», «вибрато»?
Ответы детей:

Педагог:  У кого какие упражнения вызвали затруднение, что сразу не  получилось?
Ответы детей:
Педагог:  Будем петь, как звезды?
Ответы детей: ДА!
Педагог: Молодцы! У Вас все получится! На этом мастер-класс завершен. До  свиданья!

Мерхадинова А. Е., Караганда



Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (06.04.2013)
Просмотров: 2255