Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Формирование и развитие эстетического восприятия музыки


Формирование и развитие эстетического восприятия музыки

Методическое сообщение

"В минуты наслаждения музыкой ребёнок чувствует,

что он настоящий человек".

В. Сухомлинский.

Как известно, музыкально-теоретические дисциплины решают главную задачу эстетического воспитания детей - увлечь, заинтересовать музыкой учащихся, научить их слушать и понимать музыку. Во многом решение этой задачи зависит от самого педагога, от его творчества, умения вести себя с детьми, быть их лидером, творческим вдохновителем. Часто бывает при прослушивании музыки на уроках музыкальной литературы полное отсутствие внимания, вслушивания учащихся. Кто-то не может просто сидеть и слушать музыку (чаще всего это мальчишки), начинает ворочаться, рисует в тетрадках, иногда на партах, пристаёт к соседу, что-то читает, кто-то ведёт себя спокойно, как будто бы слушает, но на самом деле о чём-то думает, вспоминает, мечтает. Судить о том, как школьники слушают музыку, мы можем лишь косвенно - наблюдая за их поведением, выражением глаз, лица. Мне помнится моя музыкальная школа, в которой я училась, уроки музыкальной литературы, как вели себя некоторые товарищи в классе, особенно мальчики: буквально "доводили", выводили из себя педагога, а при прослушивании музыки мешали слушать другим. Такие учащиеся не могут сосредоточиться. Невнимательное, незаинтересованное слушание музыки утомляет, отбирает силы, взамен ровно ничего не даёт, разве что вызывает пагубное заблуждение, будто бы скучно всё это, непонятно и неинтересно.

Слушание и восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного и школьного возраста. Слушание музыки, ее восприятие и анализ - основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию. Опыт прошлого говорит о том, что восприимчивость к музыке и умение слушать воспитуемы, они приходят в результате определённого жизненного опыта, влияния окружающей среды и целенаправленного музыкального воспитания. Эстетическое восприятие музыки воспитуемо и обучаемо. Искусству слушать можно научить всех, если опереться на саму музыку, на её связи с жизнью, на закономерности её восприятия и на практическое музыкальное действование самих детей. Атмосфера увлечённости музыкой не возникает сама по себе. Как говорилось ранее, всё зависит от педагога, от его музыкальности, образности и точности мышления, творческой фантазии, умении обращаться с детьми и слушать их, знание приёмов педагогического воздействия и умения их применять.

Следует помнить, что на пробуждение художественных эмоций у учащегося всегда будет иметь воздействие его собственная живая и непосредственная реакция на музыку, на художественную красоту произведений, которые звучат и разбираются на уроке. Эмоциональному отношению к действительности взрослые учат ребёнка на собственном примере. Переживания взрослых, выражаемые голосом, мимикой, жестами, движениями, заражают ребёнка, вызывают эмоциональный отклик, младшие школьники начинают подражать взрослым. Педагогу нужно быть актёром перед ребёнком, чтобы "заразить" его эмоциями. Во время прослушивания музыки преподаватель никогда не должен отвлекаться, "уходить" в свои дела - ведь такие случаи могут послужить примером для ребёнка. Прослушивание - дело совместное, и увлечённое слушание музыки преподавателем будет хорошим ориентиром для учащихся, иначе музыка становится только учебным материалом. Удовлетворение музыкальным процессом, музыкальной деятельностью на уроке будет полным, если учащиеся с увлечением станут не только слушать музыку, но и размышлять о ней, рисовать рисунки, воплощая образы музыкальных произведений, разбирая произведения, рассказывая о них и играя их на инструментах, на которых учатся в школе.

Музыка - это окно в звучащий мир, она даёт колоссальную эмоциональную информацию, подпитку, заражает своей энергией. Сейчас музыка звучит повсюду: по телевидению, радио, на концертах, в театрах. Важно, чтобы развлекательная музыка не заслонила интерес к серьёзной, классической и содержательной музыке.

Главное назначение искусства не в том, чтобы развлекать, а в том, чтобы развивать и удовлетворять духовные запросы, которые у человека тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает в искусстве. И если в наше время подростковый возраст, восприимчивый ко всему новому, необычному, будоражащему чувство и воображение, - период возникающего интереса к лёгкой музыке, то и столь же благоприятное время для приобщения к серьёзному искусству. Увлечение школьников лёгкой музыкой происходит сейчас стихийно, по существу вне художественного отбора, на уровне удовлетворения поверхностных интересов и простого развлечения. Лёгкая музыка способствует общению с ровесниками, серьёзная же музыка требует контакта со слушателем в тишине раздумий и переживаний наедине с собой. Музыку можно услышать и в природе. Чуткое восприятие природы, умение видеть и слышать её красоту вырабатывают способность переживать и понимать прекрасное в искусстве; природа - начальная школа эстетического восприятия и эстетических чувств. Ребёнка нужно с детства приучать к природе, чтобы он оберегал её, ведь она красива и воспитывает в ребёнке чувство прекрасного, чувство красоты.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития. Известно, что восприятие музыки, постижение её содержания, осуществляется через эмоции, слух лишь воспринимающий орган чувств. И отчётность этого органа нужна лишь для того, чтобы полнее и дифференцированнее воспринимать музыкальную речь. Способность в сочетании звуков узнавать чувства - предпосылка к овладению условным языком музыкального искусства. Переживание музыки ничто иное, как проникновение в её жизненное содержание, которое неэмоциональным путём нельзя ни выразить, ни воспринимать. Понять художественное произведение - значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства, через него оно должно идти, без него оно невозможно. Через эстетические переживания происходит освоение человеком художественных произведений. Эстетические эмоции принадлежат к самым высшим человеческим чувствами неотделимы от его духовных потребностей, уровня культурного развития. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека было замечено ещё в глубокой древности. Аристотелю приписывают следующие строки: "Когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение". Конечно, эстетические переживания, связанные с музыкой, сильнее проявляются именно у музыкантов, и не только в силу их повышенной впечатлительности к музыке, но и благодаря тонкому пониманию и переживанию всех нюансов музыкальных произведений. Остро переживал музыку Чайковский, оставивший об этом не одно свидетельство. В письме к Н. Ф. фон Мекк от 7 августа 1880 года он признавался: "Когда я услышал... звуки знаменитой интродукции к "Роберту" (имеется ввиду опера "Роберт - Дьявол" Дж. Мейербера), то чуть не лишился чувств от силы впечатления, которое испытал... При всяком ощущении красоты в области искусства я едва в состоянии совладать с собой, чтобы не разрыдаться". Эстетические чувства могут проявляться с воспоминаниями о переживании прекрасного, сохраняться как в отражение недавних сильных впечатлений.

Эстетическое восприятие - основа любой творческой деятельности искусства. Чтобы уметь писать, нужно научиться читать, чтобы читать, нужно научиться говорить, чтобы рисовать, надо наблюдать натуру и иметь хорошую зрительную память, чтобы изображать по памяти, а чтобы петь и играть на музыкальных инструментах, надо научиться слушать и слышать. Музыкальное восприятие лежит в основе всех видов музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание, пение, преподавание). Способность воспринимать музыку вырабатывается намного успешнее в раннем возрасте. Как известно, в возрасте от двух до четырёх лет ребёнок гениальный лингвист. Он овладевает речью с поразительной лёгкостью и быстротой, запоминает много слов, строит фразы и предложения. Часто сам изобретает много метких слов и фраз. Не случайно, лучше изучать иностранные языки в раннем возрасте, когда всё легко и быстро запоминается. В этом возрасте уже можно обнаружить склонность ребёнка к музыке и установить уровень его музыкальной восприимчивости. Примерно до 5 лет идёт интенсивное и глубокое освоение окружающего мира, закладываются свойства и качества внутреннего мира маленького человечка; детские впечатления формируют интеллектуальный и творческий потенциал будущей личности - будущего музыканта, поэта, инженера, строителя и т.п. Художественное же восприятие музыки складывается в школьные годы. Если в наиболее восприимчивом возрасте, от 6 до 16 лет, ни разу не пронзит ребёнка ток великой музыки, то позднее она вряд ли уже подействует на него. Часто одно-единственное и глубокое переживание на всю жизнь открывает молодую душу музыке. Нельзя предоставить случаю это переживание, задача школы - обеспечить его наверняка. Трудно ли сформировать соответствующие навыки у школьников? На практике оказывается, что нетрудно легко и приятно слушать музыку, но научиться этому не просто. Но чёткой и ясной методики обучения слушанию и восприятию мелодии нет. Сами педагоги, в большей или меньшей степени, ищут как научить ребёнка слушать и слышать музыку. В развитии музыкального восприятия ребёнка значительную роль играет программная музыка, произведения на один сюжет разных композиторов.

В чём же особенности восприятия музыки детьми? В первую очередь определим, что такое восприятие. Восприятие - это психический процесс отражения в органах чувств, воздействующих на них предметов и явлений, также это активная познавательная деятельность, в которую включается и прошлый опыт в виде знаний. Особенности восприятия у детей объясняются не возрастом, а ограниченностью детского опыта, недостаточностью временных связей в жизненном опыте ребёнка, а отсюда и затруднённостью в обобщениях, преобладанием нерасчленённого восприятия. Музыкальное восприятие отличается от обычного тем, что в нём возрастает роль интеллекта, способного расшифровать язык искусства.

В младшем возрасте (от 6 до 10 лет) дети в состоянии довольно точно определить эмоциональный склад музыки, дать ей образное объяснение, а благодаря свойственной им наблюдательности услышать отдельные детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Главными критериями образности для ребёнка в том возрасте является громкость и темп. В подростковом возрасте (11 - 15 лет) дети определяют образ произведения с точки зрения уже накопленных знаний, осмысливают музыкальные средства выразительности и осознанности их связи с содержанием музыки. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку у большинства школьников является характерной особенностью юношеского возраста, когда достигаются определённая гармоничность восприятия и осмысления и появляется стремление дать свою оценку, своё суждение. Обучение восприятию музыки проходит не только на уроках музыкальной литературы и слушанию музыки, но и на уроках сольфеджио, хора, специальности, ансамбля и аккомпанемента. Воспитание интереса и любви к музыке, расширение музыкального кругозора, приобщение к разносторонним знаниям о музыкальном искусстве, формирование активных музыкально-слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков (исполнение, слуховые, аналитические навыки) - вот главные цели всех предметов в ДМШ и ДШИ, в особенности музыкально-теоретических дисциплин. Разносторонние межпредметные связи, проявляющиеся в музыкальном обучении, отражают специфику эстетической природы музыки, на которую опирается музыкальная педагогика. Межпредметные связи делают знания и глубже и прочнее, они направлены на более гармоническое и быстрое развитие школьников. Музыкальная литература в ДМШ и ДШИ изучается не с первого года обучения учащихся, тем самым используя уже накопленные знания на уроках сольфеджио, хора, специальности.

Слуховое развитие в процессе музыкального обучения осуществляется комплексно - посредством слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, путём специальных упражнений на уроках сольфеджио и хора. Главная цель слухового развития эстетическая: научить ребёнка воспринимать художественную сущность музыки, её образность и содержательность. Демонстрируя музыку на уроках музыкальной литературы, развивая у детей способность откликаться на выразительность её художественных образов и осознавать отдельные элементы музыкальной речи, мы совершенствуем их слух. Именно на уроках музыкальной литературы и слушания музыки учащиеся получают необходимый эстетический материал. Изучая творчество определённого композитора, музыкальную эпоху учащиеся обращаются к истории, литературе, изобразительному искусству, к архитектуре. Изучая музыкальную литературу, школьники совершенствуют интеллектуальные и общеучебные умения. Заботой музыкальной педагогики является организация комплексного воздействия музыки на школьников, при котором она и вызывала бы эстетические переживания и обобщала их представления о мире музыки. Для этого и важны уроки музыкальной литературы и слушания музыки, где бы учащиеся могли бы знакомиться с лучшими произведениями народной, классической, современной музыки в исполнении выдающихся музыкантов и изучать различные явления творческой деятельности композиторов и музыкально-общественной жизни, музыкальной эпохи.

Особое значение в познании музыки имеют специальные умения, связанные с музыкально-слуховой деятельностью. К ним относятся: эстетическое восприятие музыки, её анализ и умение рассказывать о прослушанных произведениях. Только шаг за шагом ведя учеников от первых, ещё поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьёзному постижению музыки, когда искусство из приятного времяпрепровождения превращается в жизненную потребность человека, педагог-музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства. Помочь учащимся освоить ту часть содержания курса, которая связана с восприятием музыки и её анализом, с умением выражать свои мысли о музыкальных произведениях и их исполнении, можно лишь обращаясь к практическим методам обучения. Система приёмов обучения зависит от профессиональной квалификации педагога. Практические методы обучения следует рассматривать как организацию деятельности учащихся по овладению умениями и навыками, так как их формирование нуждается в самостоятельных действиях ученика. Материал музыкальной литературы является богатой почвой для гармоничного эстетического развития слуха. Формирование способности эстетически воспринимать музыкальные произведения начинается с развития слуховой наблюдательности в условиях сосредоточенного внимания на звучащую музыку. Наблюдательность проявляется, когда человек что-то подмечает (видит, слышит) в воспринимаемом явлении, используя для этого знания, умения, это не врождённое качество. У школьников наблюдательность формируется в процессе учебной деятельности и притом в индивидуальном порядке.

Целенаправленное восприятие музыки не что иное, как её наблюдение или вслушивание, когда общение с музыкой целиком поглощает человека, вызывая душевный отклик и чувство духовного удовлетворения. Только в процессе наблюдения музыки раскрываются её художественные закономерности и становится возможным проникновение в её содержательную суть.

Непременным условием наблюдения музыки, её эстетически полноценного восприятия является сосредоточенность слухового внимания. Действительно сосредоточить внимание детей, отвлечь их от всего, что не имеет отношения к музыке, очень трудно. Поэтому первой задачей педагога при формировании у учащихся музыкального восприятия должно явиться воспитание у них слухового внимания. Внимание - это свойство психических процессов. Психология определяет внимание как направленность (выбор объекта) и сосредоточенность (отвлечение от всего постороннего) сознания человека на конкретном предмете, явлении или деятельности. Внимание всегда выступает в единстве с познавательными, эмоциональными, волевыми процессами и является важнейшим условием продуктивности психической и трудовой деятельности человека, оно позволяет сознательно удерживать психическую деятельность на избранном предмете, явлении с одновременным отвлечением от всего, что не имеет к нему отношения. Основными свойствами внимания является устойчивость, объём, распределение, переключение, колебание, отвлекаемость, рассеянность. Эти качества проявляются в восприятии учащимися музыки, определяя их эстетическую культуру. Сам ребёнок осознаёт роль внимания в музыкальных занятиях: без полной сосредоточенности вряд ли напишешь музыкальный диктант, автодиктант, прочитаешь ноты с листа, сыграть произведение наизусть. Устойчивость внимания обеспечивает длительность слуховой сосредоточенности, что очень важно при исполнении и восприятии музыки. Объём внимания влияет на качество чтения нот с листа, слухового анализа музыки и наблюдения по нотам (особенно по партитуре), за её исполнением или воспроизведением. Переключение внимания необходимо для игры в ансамбле, при дирижировании. А отвлекаемость и рассеянность внимания всегда отрицательно сказывается в любой музыкальной деятельности, снижая её качество или вовсе препятствуя её протеканию. Существенное значение имеют особенности проявления внимания у детей разных возрастов. Для детей младшего школьного возраста характерна отвлекаемость, слабая распределяемость, у подростков возрастает устойчивость внимания, увеличивается объём, развивается распределение и переключение внимания, которое всё больше может управляться волевыми усилиями. Развитое слуховое внимание на музыку характеризуется определёнными свойствами, которые оно приобретает в деятельности человека, требующей функций слуха. Основные из них связаны с формированием произвольного внимания, возникающего при волевых усилиях для достижения осознания цели, в музыкальной деятельности - при восприятии, исполнении, сочинении или слухов Произвольное внимание - результат истории, социального и культурного развития, оно связано с сигнальной деятельностью нервной системы и совершенствуется в жизненном опыте человека. Произвольное внимание играет исключительную роль в учебной деятельности и становится ведущим для подростков, когда они уже способны усилием воли заставить себя быть внимательными. Что же такое произвольное слуховое внимание и как его вызвать у подростков на уроках музыкальной литературы? Если при контакте с музыкой развлекательного назначения бывает достаточно непроизвольного внимания, так как не требуется отвлечения от всего, что не связано с её звучанием, то для восприятия серьёзной музыки необходимо наоборот отвлечься от всего постороннего, ибо она требует такой слуховой сосредоточенности, которая возможна лишь при внимании, сознательно направленном на музыку. Произвольное слуховое внимание - состояние при восприятии музыки, когда определёнными волевыми усилиями достигается устойчивая сосредоточенность на звучащую музыку при отключении от всего постороннего, что позволяет осуществлять наблюдение музыки в единстве содержания и выразительности средств и испытывать её эмоциональное воздействие. Внимание и воля взаимосвязаны в любой сознательной человеческой деятельности. Произвольное слуховое внимание при восприятии музыки, если оно не стало ещё привычным навыком, возникает не само по себе, а в определённых условиях и с помощью определенных приёмов. Рассмотрим подробнее условия для слуховой сосредоточенности:

а). Организация слухового внимания прежде всего требует тишины - отсутствия шума и посторонних звуков, воздействие которых мешает добиться слуховой сосредоточенности. Музыка должна звучать в тишине.

б). Слуховая сосредоточенность требует от воспроизведения музыки хорошего качества. Неумелое исполнение преподавателя или технические погрешности, плохое качество записи музыки, разрушая слуховую сосредоточенность, обычно вызывают нежелательные реакции подростков.

в). Наличие полного текста, партитуры или клавира, можно рассматривать как благопристойный фактор для слуховой сосредоточенности.

г). Доступность и понятность музыки при её прослушивании также влияет на слуховое внимание. Важно и дослушивать произведение до конца или хотя бы до какого-то законченного раздела. Известно, что легче сосредоточить внимание на громкой, подвижной музыке с чёткой метрической и ритмической пульсацией. И, напротив, труднее воспринимать музыку противоположного свойства, в физиологическом отношении выступает как слабый раздражитель и потому требует больше волевых усилий для возникновения и поддержания слуховой сосредоточенности.

Преподавателю следует помнить, что в разном возрасте дети способны только определить количество времени восприятия звучания музыки. Истощая своим напряжением нервные клетки мозга, оно быстро вызывает утомление слуха, реакция которого - непроизвольное отключение от объекта слушания. Постоянное утомление от музыкальных занятий может вызвать безразличие к музыке. Слуховое утомление можно избежать, если восприятие музыки не будет требовать постоянных волевых усилий. Такой вид внимания в психологии определяется как послепроизвольное, так как оно возникает на основе произвольного и после него. Послепроизвольное внимание характеризуется высокой сосредоточенностью, ясностью сознания, эмоциональным подъёмом, увлечённостью процессом познания. Бывают такие случаи, когда слушая музыку заставляешь себя сосредоточиться, но вот музыка начинает увлекать, поглощает всё внимание и не надо никаких усилий. В такие моменты музыка по-настоящему захватывает слушателей. Это и есть послепроизвольное внимание. У школьников 4-5 классов с малым опытом музыкального восприятия ещё значительную роль играет непроизвольное внимание. Поэтому на 1-м году обучения детям нужно давать слушать небольшие произведения или фрагменты вокала, программу инструментальной и театральной музыки, образное содержание которой вызывает непроизвольное внимание и способствует организации произвольного. Со временем, благодаря целенаправленной учебной работе и совершенствованию умения организовывать слуховое внимание, школьники в состоянии слушать более сложную и продолжительную музыку. С развитием навыков музыкального восприятия доля непроизвольного внимания постепенно убывает, тогда как доля послепроизвольного соответственно возрастает. Теперь рассмотрим конкретные примеры по организации слухового внимания при изучении музыкальных произведений.

1. Прежде всего нужно заинтересовать учащихся музыкой. Интерес к музыке, даже сложной, может привести к возникновению послепроизвольного внимания. Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей. Перед прослушиванием музыки педагог рассказывает интересные истории о композиторе, написавшем данное произведение, об образах музыки, об истории создания, исполнения, вызывает познавательный интерес у учащихся, побуждая тем самым желание послушать это музыкальное произведение. Назначение беседы с учениками перед прослушиванием музыки как раз и состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с музыкой! Вызвать интерес к сочинению, облегчить его восприятие и понимание.

Интерес и повышенное внимание можно вызвать при показе наглядных пособий (рисунков, фотографий, слайдов и т. п.). Также вызывает интерес музыке побуждение к сочувствию, воображению, фантазии учащихся перед прослушиванием некоторых произведений. Например, пробудить сочувствие к человеческому горю - потери матери - при разборе произведения "Смерть Озе" Э. Грига. Задача подобных приёмов - подготовить внимание детей, вызывая в них эмоциональное состояние, соответствующее образному содержанию музыки.

2. Слуховым упражнением для сосредоточенности внимания при прослушивании музыки является наблюдение за музыкой по нотам. Такая самостоятельная деятельность вызывает радость у детей. Но соответственно к такому приёму нужно подготавливать. Естественно, сразу ребёнок не сможет следить за музыкой по нотам. Для этого нужно достаточно хорошо знать нотную грамоту. Удобно и правильно следить за музыкой. Дети, читая текст, одновременно следят и за нотным текстом.

3. Полезны упражнения на распределение и переключение слухового внимания при наблюдении музыки. Такие упражнения применяются при пении в ансамбле, при игре полифонических произведений, когда нужно следить за темой и контрапунктирующими голосами, игра произведений с листа. При прослушивании музыки давать учащимся задания следить например, за каким-то определённым голосом в полифонической музыке. Определять музыкальные средства, в ряде вокальных эпизодов из опер, где тем проводится в оркестре, учащимся можно давать установки сосредоточить внимание именно на оркестровом звучании. Задания-установки на переключение внимания при слушании с одного выразительного элемента музыки на другой также полезны и для более глубокого усвоения изучаемых произведений и для развития необходимых в целях успешной музыкальной деятельности свойств слухового внимания. При прослушивании вокальной музыки выполнение упражнений облегчается тембровым контрастом голоса и инструментального сопровождения, когда задание предусматривает переключение слухового наблюдения с пения на аккомпанемент и наоборот.

4. Можно упомянуть и о коротких репликах преподавателя в процессе прослушивания, его жестах, мимике, направляющих внимание учащихся на тот или иной эпизод произведения или выразительный элемент его музыкального языка. Их основное назначение - управлять наблюдением учащихся за музыкой, а также выявлять собственную позицию в процессе музыкального восприятия, что может вызвать подражательную реакцию детей.

5. Музыкальное восприятие становится более глубоким и осознанным, закрепляется, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, ребята маршируют на месте под знакомый им марш или прохлопывают ритм танцевальной музыки. Можно включить прием, с помощью которого дети получают наглядно-зрительные представления о музыкальном жанре: каждому ребенку дать три карточки с изображением марширующей, танцующей и укачивающей куклу девочки. Рисунки соответствуют трем исполняемым произведениям: маршу, танцу, колыбельной. Дети должны узнать их и поднять нужную карточку.

6. Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение проходит в игровых и увлекательных ситуациях. Например, в игре «Эхо» или «Догадайся, кто поет» ребята на слух определяют тембр голоса поющего: «Коля, ты сейчас в лесу, / Слышишь, я тебя зову? / Быстро, Коля, отвечай, / Кто позвал тебя, узнай. / Ау!» или «Эту песенку свою / Я тебе, дружок, спою. / Ты глаза не открывай, / Кто я — ну-ка, угадай!» и т.д. Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства (музыкального, изобразительного, словесного, поэтического, народной, классической и авторской музыки).

Освоение, запоминание каждого музыкального произведения требует повторного исполнения и слушания в течение многих занятий. В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности. Детей знакомят с именами русских композиторов - Глинки, Чайковского и др. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые среди них. В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы: - целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании); - дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании); - осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий). Надо дать детям возможность неоднократно прослушать любое музыкальное произведение. Целесообразно продумать такую методику работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее еще не отмечавшееся в этом произведении. Таким образом, следует приложить немало усилий, проявить терпение и настойчивость, способствуя развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Тем самым педагог помогает детям в будущем стать добрыми, отзывчивыми, творчески активными людьми. Подводя итоги о воспитании эмоциональной отзывчивости на музыку, о формировании эстетических чувств у учащихся, можно сказать, что этот процесс протекает по многим "каналам" учебной деятельности на уроках музыкальной литературы. Сюда входит слушание музыки, разбор (анализ) выдающихся произведений великих композиторов и знакомство с искусством лучших исполнителей. Обогащению эстетических чувств всегда способствует интересное, творческое, не скучное, нестереотипное отношение к занятиям, мастерство преподавателя, его увлечённость музыкой, а также поощрение детей в любой соответствующей форме за их успехи, пусть даже малые. Освоение культурно-эстетических чувств тесно связано со становлением личности ребёнка, его нравственных убеждений, мировоззрения.

Список литературы

1. А. Лагутин. "Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ". Издательство "Музыка". Москва, 2003 2. Редакторы-составители В. Натансон, В. Руденко. "Вопросы методики начального музыкального образования". Издательство "Музыка". Москва,2003 3. Царёва Н. А. «Слушание музыки: методическое пособие". М., 2002 4. Царёва Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. М., «Пресс-соло», 1998 5. Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006

Кузьменкова Ю. Н., 2014,

г. Ярцево




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (06.09.2015)
Просмотров: 1937