Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Ф.Шуберт «Неоконченная симфония»


Ф.Шуберт «Неоконченная симфония»

Открытый урок по музыкальной литературе

На уроке используются музыкальные иллюстрации, сопровождающие некоторые слайды или комментарии педагога

Педагог: Здравствуйте! Мы начинаем открытый урок по музыкальной литературе. Прошу Вас сегодня быть особо внимательными и сосредоточенными. Мы с вами сейчас проходим эпоху Романтизма. Вспомните, какие характерные черты присущи этому направлению?

Дети: Чувственность, внутренний мир человека, естественность. На первом плане теперь чувства, а не разум, как было до этого.

П.: Действительно, на первом плане в искусстве находятся чувства героев, эмоции, личность человека. Какие виды искусства обладали этими чертами в первую очередь?

Д.: Литература, живопись, музыка.

П.: Назовите представителей литературного течения этой эпохи.

Д.: Братья Гримм, Гюго, Гейне, Байрон, Жорж Санд (слайд1)

П.: Назовите художников этого времени.

Д.: Фридрих, Тернер, Жерико, Делакруа (слайд2)

П.: Перед вами 5 картин (слайды3, 4, 5, 6, 7) различных эпох и направлений в живописи. Попробуйте определить картину эпохи романтизма и объяснить, почему именно эту картину вы выбрали. Давайте пойдем от противного – какие картины точно не относятся к данному направлению?

Почему именно третья картина относится к направления романтизма?

Давайте проанализируем то, что мы видим. Эту картину написал художник Делакруа, а называется она «Лошадь, напуганная молнией». В этой картине наблюдается какое-то напряжение, возможно, страх.

А теперь назовите представителей романтизма в музыке.

Д.: Шопен, Шуберт, Шуман, Лист, Брамс.

П.: Молодцы. И сегодня мы продолжим разговор о Шуберте (слайд 8). Вспомните даты жизни Шуберта?

Д.: 1797-1828.

П.: Где он родился?

Д.: В предместье Вены Лихтенталь.

П.: Правильно, и, как у многих великих композиторов, у Франца Шуберта рано проявились музыкальные способности. А кто был первым учителем музыки Шуберта?

Д.: Его папа, он обучал всех своих детей музыке – игре на скрипке.

П.: А старший брат Игнац обучал Франца игре на фортепиано.

Позже Игнац вспоминал:
     "Я был изумлен, когда несколько месяцев спустя он заявил,  что  уже  не нуждается в моих уроках и в дальнейшем будет  заниматься  самостоятельно.  И действительно, вскоре он достиг таких успехов, что я вынужден  был  признать его музыкантом, намного превосходящим меня. Догнать  его  я  уже  не  был  в состоянии".

П.: А профессионально у кого он учился?

Д.: У Хольцера – музыкального руководителя хора приходской церкви. Он учился у него гармонии и игре на органе. Да, и именно он заявил отцу Франца: «Такого ученика у меня еще никогда не было. Он рожден для музыки».

П.: Вспомните, что делал Шуберт в вашем возрасте, где он учился?

Д.: в Императорском Конвикте (казенном интернате, вроде гимназии) Там он также пел в хоре, играл на разных инструментах.

П.: Вспомните преподавателя, под руководством которого Шуберт изучал теорию музыки?

Д.: Сальери (слайд9)

П.: По каким причинам Шуберт не доучился в Конвикте?

Д.: у него начал ломаться голос и, не посоветовавшись с родными, Франц решил оставить Конвикт.

П.: Из-за чего у Шуберта и начался конфликт с отцом.  Вспомните определяющий жанр в творчестве Шуберта?

Д.: Песня.

П.: Да, стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. И не только по количеству. Сколько всего им написано песен?

Д.: Более 600.

П.: Именно песни наиболее ярко отразили все то новое, что внес композитор в музыку. Сначала он насытил песенностью камерную музыку, а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, - миниатюрного с маштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим – дало новое качество, отличное от всего, что было раньше, лирико-романтическую симфонию.

Сколько написано Шубертом симфоний?

А у какого композитора 9 симфоний, как и у Шуберта?

Д.: У Бетховена.

П.: Вспомните даты его жизни?

Д.: 1770-1827.

П.: Давайте еще раз вспомним даты жизни Шуберта?

Д.: 1797-1828.

Что вы можете сказать, сравнив эти даты? (слайд10)

Д.: Что они жили в одно время.

П.: Но, к сожалению, так и не были знакомы. Шуберт из-за своей природной скромности, возможно, гордости так и не показал свои сочинения Бетховену.

Как тогда объяснить тот факт, что два человека, жившие в одно время относятся к разным эпохам? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

На нашем уроке мы познакомимся с лирико-романтической  симфонией Шуберта си минор. Она была написана в 1822 году и получила название «Неоконченной». Вспомним, сколько частей в традиционной симфонии?

Д.: 4 части.

П.:  «Неоконченная» Шуберта имеет только 2 части, также есть наброски 3-й, отсюда и название такое «Неоконченная». Итак, перейдем собственно к музыкальному материалу.

В какой форме пишется I часть симфонии?

Д.: в форме сонатного аллегро: Г.П.,С.П.,П.П.,З.П.

П.: Да, и здесь Шуберт традиционен. Симфония написана в тональности си минор и начинается с небольшого вступления. Давайте прослушаем его. (слайд11)  Что вы можете сказать о теме вступления? Какой она носит характер?

Д.: Сумрачный, затаенный, тревожный.

П.: Какие инструменты ее исполняют?

П.: Хорошо. Я сыграю эту тему, а вы попробуете после этого ее исполнить нотами. Итак, тональность си минор. Споем трезвучие: Играю тему. Дети поют. В приглушенных таинственных «речевых» интонациях темы вступления уже ощутимы черты шубертовской песни. О чем эта песня? С каким настроением написано вступление?

Скажите, пожалуйста, на какой ступени заканчивается эта тема?

Д.: На  пятой.

П.: Какая это функция?

Д.: Доминантовая.

П.: Таким образом, ее мелодический оборот воспроизводит: вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию?

Д.: вопросительную (остановка на доминанте звучит неустойчиво)

П.: А если вас что-то беспокоит и вы не знаете, как с этим бороться, какой вопрос вы зададите?

Д.: Что делать?

П.: Я думаю, именно этот вопрос задавал композитор в теме вступления, т.к. в период написания симфонии у него были большие разногласия с отцом из-за необыкновенной тяги Шуберта к музыкальному миру.

Проследите, пожалуйста, по нотам, что следует после темы вступления? Далее следует остинатный напряженный фон (играю). Какую функцию он выполняет?

Д.: функцию вступления к теме, вводит в атмосферу произведения.

П.: Правильно, вы обратили внимание, что здесь еще нет главной партии, и наподобие фортепианного вступления к романсу, звучит такое вступление к основной теме. Прослушаем главную партию  (слайд12) Как вы можете  охарактеризовать тему? (играю)

Д.: задушевная, нежная, лирическая, песенная.

П.: Какие инструменты ее исполняют?

Д.: Кларнет….

П.: Я думаю, что выбор деревянных духовых в качестве ведущих инструментов не случаен. Он нужен для усиления вокальной выразительности. Какова природа тематизма главной партии?

Д.: Песенная

П.: Что вы можете сказать об аккомпанементе – сопровождении (играю)?

Д.: Оно напряженное, остинатное, кружащееся на одном месте.

П.: Кружащееся на одном месте – значит – не находящее выход…, что соответствует общему настроению.

Давайте проследим в нотах, где начинается новый раздел в фактурном изложении, динамическом.

Д.: Показывают в нотах.

П.: Молодцы. Печально, свободно льющейся основной теме с ее тревожным настроением, противостоит светлая побочная. Посмотрите, пожалуйста, здесь нет ни динамических связующих партий, ни резких тональных противопоставлений, типичных для сонатного allegro классиков. Г. п. соединяется с П.П. двумя аккордами (играю). Какие это аккорды? В какую тональность мы пришли?  

Д.: Соль мажор

П.: Да, Шуберт здесь позаботился о красочном сопоставлении тональностей. Такое терцовое соотношение характерно для романтиков. Послушаем П.П. (слайд13) Что мы можем о ней сказать?

Д.: Она светлая, радостная.

П.: Какой ритмический рисунок лежит в ее основе?

Д.: Пунктир.

П.: Какие инструменты ее проводят?

Д.: Виолончели.

П.: А какая природа тематизма?

Д.: Песенно-танцевальная

П.: Тема П.П., звучащая в глубоком тембре виолончелей отличается редким мелодическим обаянием. Она связана  с венской бытовой песней многими своими выразительными средствами (начиная с пульсирующего синкопированного фона и кончая структурной симметрией)

Давайте теперь подытожим, в чем же контраст этих двух главных тем?

Д.: Тональное соотношение, ритм, г.п. – песенная, а п.п. – более танцевальная.

П.: Хорошо. А скажите мне, такое тональное сопоставление тем характерно для классиков?

Д.: Нет, для них характерно Т-D, либо параллельные тональности.

П.: Давайте проследим далее: что следует за П.П. перед разработкой? (играю)

Д.: Тема вступления.

П.: В какой она тональности?

Д.: Ми минор

П.: Что может означать ее возвращение?

Д.: что вопрос остался без ответа.

П.: Далее следует разработка. Давайте ее прослушаем (слайд14) Какой характер в разработке?

Д.: Повелительный, грозный.

П.: На каком музыкальном материале строится разработка?

Д.: На материале вступления.

П.: А откуда это сопровождение? (играю)

Д.: из П.П.

П.: П.П. какая по характеру?

Д.: Светлая

П.: А тема вступления?

Д.: сумрачная, таинственная

П.: А как же могут сочетаться такие несочетаемые друг с другом темы? С чем это можно сравнить?

Д.: С какой-то борьбой светлого и темного…

П.: Быть может, это можно связать с переживаниями Шуберта, который надеялся на лучшее, но осознавал всю тяжесть своего положения. Таким образом, какой характер главенствует в первой части симфонии? Найден ли в 1 части ответ на вопрос «Что делать?»

Д.: Нет.

П.: Давайте попробуем проанализировать 2 часть симфонии. Какая у нее тональность? И где она начинается?

Д.: Тональность ми мажор. Смена темпа, размера, знаков.

П.: Какое отношение имеет Ми мажор к основной тональности?

Д.: мажорная субдоминанта.

П.: Эта часть написана в достаточно редкой для вторых частей симфонии форме – сонатной без разработки. В ее основе 2 темы – Г.п. и П.п. Прослушаем 1 и 2 тему, попробуем их охарактеризовать в сравнении.: (слайд15, 1 тема), (слайд16, 2 тема) Какая тональность у этих тем?

Д.: 1- ми мажор, 2-я –до диез минор.

П.: Это какие тональности по отношению к друг другу?

Д.: Параллельные.

П.: Каков образ 1 темы? (Играю 1 тему)

Д.: Возвышенный, задумчивый.

П.: Какие инструменты исполняют тему?

Д.: Струнные

П.: Какова природа тематизма?

Д.: Песенная

П.: А вторая? (Играю 2 тему)

Д.: Тихая, мечтательная, лирическая.

П.: Какие инструменты ее исполняют?

Д.: Кларнет

П.: Природа тематизма?

Д.: Тоже песенная.

П.: За счет каких выразительных средств достигается образ 2 темы?

Д.: динамика, тембровый выбор, темп, ходы по терциям…

П.: Скажите, пожалуйста, насколько сильно контрастны эти 2 образа?

Д.: Не очень сильно, они как-будто вытекают один из другого.

П.: Да, таким образом, здесь контраст не коренной, а …

Д.: Производный.

П.: В общих чертах характер второй части можно определить как светлый, хотя и встречаются вспышки драматизма, но здесь они не главенствуют как в первой части. Обратите внимание на дальнейшее развитие 2 части.  (слайд17) Какие музыкальные средства композитор использует для достижения данного образа?

Д.: Динамика ff, tutti оркестра, уплотнение фактуры, секвенции 32.

П.: С чем может быть связано появление таких эмоциональных взрывов?

Д.: Возможно, это как воспоминание о чем-то плохом.

П.: Я с вами согласна. Но общий характер 2 части лирический, светлый, мечтательный. Т.е., если мы сопоставим 1 и 2 части симфонии, то сможем провести аналогию с образом Героя, уставшим от внутренних душевных терзаний 1 части, который во 2-ой находит успокоение в мечте. С чем же может быть связана такая трактовка формы у Шуберта? Интересна версия немецкого музыковеда А. Шеринга. Он попытался связать содержание симфонии с автобиографическим рассказом «Мой сон», принадлежащим перу самого композитора. Дата написания рассказа (июль 1822) совпадает с возникновением замысла «Неоконченной симфонии». Рассказ повествует о душевном конфликте, пережитом Шубертом в действительности: борьба композитора за право следовать своему призванию неоднократно приводила к ссорам с отцом, изгнанию из семьи.

В рассказе 2 части – описанная душевная драма составляет содержание первой из них. Во второй говорится об идеальной сфере искусства, дарующей человеку успокоение и примирение.

Правда, можно провести аналогии с симфонией? Потому «Неоконченная» симфония неоднократно давала повод для программных толкований, характерных для эпохи романтизма в целом.

Сейчас я бы хотела провести небольшую викторину по основным темам симфонии. Перед вами лежат листочки с названиями тем. Выкладывайте их в той очередности, в которой они будут звучать. В конечном итоге мы перевернем эти листики и, если вы все верно ответили, то перед вами появится определенное слово.

Викторина

И в конце нашего урока для того, чтобы сформировать все выводы, заполним с вами таблицу (на доске) В чем же отличие романтической симфонии (а именно «Неоконченной»), от традиционного сонатно-симфонического цикла.

Каждый ученик берет карточки  и прикрепляет их в нужное место.

  Симфония классическая

 

«Неоконченная» симфония Шуберта

Сходство 

1 часть в форме сонатного allegro, 2 часть лирическая – передает чувство, размышления, раскрывает внутренний мир человека, Г.П. и П.П. контрастны

 

Различие

4 части, П.П. звучит в тональности доминанты либо параллели.

2 части.

Носит «программный» характер. П.П. звучит в тональности параллели субдоминанты. Песенность в основе тематизма

П.: Возвращаясь к началу разговора, зададимся вопросом: а не окончена ли «Неоконченная?

Многие композиторы в разное время стремились дописать «недостающие» части симфонии Шуберта. В 1928 году даже состоялся Всемирный конкурс, на котором было представлено более 40 «окончаний». Но, как сказано в официальном документе, жюри все тщательно просмотрело, прослушало и «пришло к выводу, что «Неоконченная симфония» не нуждается в том, чтобы ее закончили»…

Домашнее задание:

Игра на фортепиано основных тем симфонии
Знать четкое отличие между классической и романтической симфонией.
Полностью прослушать «Неоконченную» симфонию.

Презентация

Сотник О.

 




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (18.02.2015)
Просмотров: 1955