Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Что случилось в музыкальной стране, или почему плачут трезвучия?


Что случилось в музыкальной стране, или почему плачут трезвучия?
(музыкальная сказка)

Пояснительная записка

         Идея создания музыкальных сказок возникла при подготовке к зональному конкурсу «Творческое музицирование на уроках сольфеджио».
     Музыкальный спектакль – это произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами, положительными и отрицательными героями, которые в череде событий становятся друзьями.
     Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.
    В игровой увлекательной форме учащимся даётся тот учебный материал, который в традиционном уроке усваивается без интереса. Когда учащиеся разыгрывают сценки, они легко познают, запоминают новое. Музыкальная сказка «Что случилось в музыкальной стране, или, почему плачут трезвучия?»  может быть использована в 1 классе в качестве ознакомления, во 2 классе как закрепление, в средних классах как повторение, в старших классах как творческий проект.
     В зависимости от характера персонажа сочиняется либо авторская музыка, либо цитируются классические мелодии. Цитирование классических мелодий преследует и чисто практические цели: обогащение музыкального багажа учащихся, расширение их музыкального кругозора, наслушивание музыкального материала через пропевание, запоминание, выучивание на уроках и репетициях, в выступлениях на конкурсе, перед различной аудиторией; применение полученных знаний на уроках музыкальной литературы и сольфеджио.  
      Роли в музыкальной сказке распределяются в соответствии с вокальными данными учащихся, их артистичностью, умением держаться на сцене.
    Учебное пособие  поможет преподавателям занимательно объяснить непростой теоретический материал по сольфеджио.

Рецензент: О. В. Шафоростова

Сценарий сказки

Занавес закрыт.


Ведущий. В музыкальном царстве-государстве жили два Трезвучия: Мажорное и Минорное.

Занавес открывается.

На сцене стоят четыре девочки: две девочки - Мажорное Трезвучие (первая девочка – Большая Терция, вторая девочка – Малая Терция). Две девочки - Минорное Трезвучие. Вместе они исполняют «Песню трезвучий».

Звучит «Песня Трезвучий» (см. Приложение)

После исполнения песни Трезвучия поворачиваются спиной к зрительному залу. На сцене появляется Диссонанс.


 «Ария Диссонанса» (см. Приложение)


Диссонанс. Привет, Трезвучия!
Трезвучия.  Привет.
Диссонанс. Какой сегодня день чудесный, какое настроение!
                    Хочу позвать вас нынче в гости, ко мне на угощение.
                    Ну как, Трезвучия, придёте?
Трезвучия. К тебе мы, Диссонанс, придём, и вместе песенку споём.
Диссонанс. Споём, споём. (потирая руки, говорит в сторону)
                     Вы, Трезвучия,  садитесь, (обращаясь к трезвучиям)
                     Моим чаем насладитесь.
                     Вам удобней будет здесь.
                     Ну, и вы, извольте сесть!  


Диссонанс (усаживая Терции за стол,  меняет их местами: Большую Терцию усаживает с Большой, Малую Терцию – с Малой).
 Диссонанс. Ой, как славно получилось, как чудесно разместились!
                     Ешьте, ешьте на здоровье, пейте сладенький чаёк. (с ехидцей)


Большие терции. Ну, спасибо, Диссонанс, напоил и накормил.
Малые терции. Ты сегодня очень мил, раньше вредный был и злой.
Вместе. Нам пора идти домой.

«Ариозо Диссонанса» (см. Приложение)


Большие Терции пытаются спеть красивый романс, но, вместо этого у них получается мелодия, расположенная по звукам увеличенного трезвучия.


«Испорченный Романс» (см. Приложение)


Малые Терции пытаются тоже спеть романс, но, вместо этого у них получается мелодия, расположенная по звукам уменьшённого трезвучия.


«Испорченный Романс» (см. Приложение)


Терции морщатся от звуков спетой мелодии, смущаются и убегают. Диссонанс сидит, хохочет.


Диссонанс. Как красиво! Как приятно, восхитительно!  (уходит)


Появляются Увеличенное и Уменьшённое Трезвучия.


Большие Терции. Как нам плохо, дискомфортно. Не поймём мы, почему?
Малые Терции. И романс мы пели странно – непонятно и печально.
Вместе: И по сердцу была песня Диссонансу одному.
Большие Терции. Увеличился наш дом. Как мы дружно жили в нём.
Малые Терции. Домик наш уменьшился, стал очень неуютным.
Вместе: Как мы будем дальше жить, всё тревожиться, тужить?


Трезвучия сидят, плачут. На сцене появляется Консонанс.


«Ариозо Консонанса», 1 куплет (см. Приложение)


Большие Терции. Мы ходили к Диссонансу, нас он чаем напоил.
Малые Терции. А потом  всех рассадил, перепутал, разделил.
Вместе: Как запели мы романс – получился диссонанс.   


Звучит «Ариозо Консонанса», 2 куплет (см. Приложение)

Консонанс меняет Терции местами. Появляется Диссонанс.
Все вместе поют «Романс».
(см. Приложение)

 

Приложение:

Песня Трезвучий

Ария Диссонанса

Ариозо Диссонанса

Испорченный Романс

Ариозо Консонанса

Романс

Библиографический список

1.    Борухзон Л. Мы любим Вас, маэстро Гайдн: театр вокруг рояля [опера-шутка по мотивам сказок Шарля Перро на музыку фортепианных сонат Йозефа Гайдна] / либретто Л. Борухзон и Н. Голя. СПб: Композитор, 1997. – 42 с.
2.    Музыкальные праздники и игры на уроках ДМШ и ДШИ. Опыт работы преподавателей ДШИ г. Миасса по итогам областного семинара ДМШ и ДШИ «Синтетические виды учебно-музыкальной деятельности, их значение и роль в раннем воспитании детей» / сост. О. В. Шафоростова. – Челябинск: УМЦ,  2009. – 100 с.
3.    Музыкальные сказки: для детей младшего и среднего школьного возраста:  для пения в сопровождении фортепиано. М.: СК, 1988. – Вып. 5. – 128 с.
4.    Музыкальные сказки: для детей младшего и среднего школьного возраста:  для пения в сопровождении фортепиано. М.: СК, 1989. – Вып. 6. – 94 с.
5.    Музыкальный теремок  [Музыкальные сказки для детской художественной самодеятельности]: для детского дошкольного и младшего школьного возраста в сопровождении фортепиано / Сост. Г. А. Портнов. Л.: СК, 1990. – Вып.2. – 92 с.
6.    Рыбкина Т. В. Пластическое моделирование на уроках музыкальной литературы: сб. Как преподавать музыкальную литературу: мастер-класс / сост. А. И. Тихонова. – М.: Классика-XXI, 2007. – 172 с., илл.

О. В. Мокрушева, Н. Н. Авдеева, Сатка 2014




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (21.01.2015)
Просмотров: 2509