Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Актуальность применения программ по предмету «Слушание музыки» авторов Царевой Н. А. ,Ушпиковой Г. А. , Владимировой О. В.


                             Актуальность применения современных программ по предмету
«Слушание музыки»
для ДМШ и ДШИ авторов Царевой Н. А. ,Ушпиковой Г. А. , Владимировой О. В.

Аналитическая работа

Оглавление:
1.    Введение
2.    Слушание музыки – вид музыкальной деятельности
3.    Сущность и особенности авторских программ по предмету «Слушание музыки»
3.1.    Содержание программ по слушанию музыки
3.2.    Сравнительная характеристика программ и их актуальность
3.3.    Эффективность творческих приёмов, используемых в личной педагогический практике
4.    Заключение
5.    Список литературы
6.    Приложение
 
Введение

«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем раньше они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них».
В.Г.Белинский

     В самой природе человека лежит интерес к музыке. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит звуки окружающего мира. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека.
В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон.
Для того, чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность.
     Восприятие музыки – процесс трудоемкий. Для развития способности к восприятию музыки нужны как внешние (звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия. Кроме того, требуется период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности – во время пения, игры на инструменте, слушания музыки.     И чем раньше начать учить детей слушать и понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально.
     В связи с этим большое значение в музыкальном образовании приобретает курс «Слушание музыки», который ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие детей.
     Проблема моей аналитической работы заключается в поиске актуальности современных программ по предмету «Слушание музыки» как средства развития музыкальной деятельности учащихся. Решение этой проблемы определило цель данной работы.
     Цель: анализ содержания авторских программ по предмету «Слушание музыки» и выявление их актуальности в процессе современного музыкального образования детей младшего школьного возраста в ДМШ и ДШИ.
     Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки на уроках «Слушание музыки» в 1-3 классах ДМШ№2 (г. Ноябрьск).
     Анализ психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблем музыкального воспитания позволили выдвинуть гипотезу данной аналитической работы: если будут созданы современные программы по предмету «Слушание музыки», способствующие наилучшему восприятию и пониманию музыки, то музыкальное и интеллектуальное развитие детей посредством слушания музыки возможно.
     Учитывая объект, предмет и цель исследования, в своей аналитический работе я сосредоточила внимание на решение следующих задач:
1.    Раскрыть научную сущность слушания музыки.
2.    Найти и обозначить особенности каждой представленной программы.
3.    Определить основы содержания данных авторских программ по «Слушанию музыки».
4.    Дать анализируемым программам сравнительную характеристику.
5.    Определить актуальность представленных программ по «Слушанию музыки».
     Методологическую основу работы составляют методики музыкантов-теоретиков  Н.А. Царевой, М.Н. Бариновой, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугиной, И.А. Котляревского, Ю.А. Полянского и психология музыкальных способностей Б.М. Теплова, А.П. Готсдинер.
     Для решения поставленных в моей работе задач я использовала комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: изучение педагогической, психологической, методической литературы, наблюдение за деятельностью своих учащихся, анализ авторских программ.
 
2. Слушание музыки - вид музыкальной деятельности

     В российском музыкальном образовании предмет «Слушание музыки» появился сразу после революции 1917 года. Этим урокам уделялось в 20-е годы особое внимание, как в большей части музыкальных школ, так и на занятиях музыкой в Единой Трудовой школе. Задача их заключалась не только в ознакомлении с определенным кругом произведений, но и в развитии способности воспринимать музыку.
     В начале ХХ века многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, И. Кюм и др.) уделяли этому вопросу большое внимание.
     В.Н. Шацкая – известный педагог-музыкант – начала работы по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила её в 1919 году в научно-методическом центре воспитания детей.
     Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения также занимались: Н.А. Мейлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло, Е.И. Дубянская и многие другие. В своих работах они наглядно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическими словами песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танцем.
     Массовое детское музыкальное образование потребовало создания программы. Одна из первых программ по «Слушанию музыки» была напечатана в 1924 году (автор М.С. Пекеми). Она содержала ряд ценных указаний по методике преподавания и явилась образцом для всех последующих программ.     Целью курса являлось формирование целостного восприятия музыкального произведения, а задачей – развитие музыкального мышления и восприятия выразительного значения музыкальных форм и их элементов.
     К сожалению, «Слушание музыки» как самостоятельный предмет в 40-х годах ХХ века исчез из планов музыкальной школы, сохранившись лишь в общеобразовательном процессе средне-специальных музыкальных школ, взамен же был введен предмет «Музыкальная грамота». Данный процесс нарушил баланс предметов, определив приоритет теоретического подхода в преподавании.
     Такие условия развития слушания – восприятия музыки не соответствовали полному развитию творческой личности. Поэтому данными вопросами занялись музыкальные психологи Б.М. Теплов, К.В. Тарасов; научные работники – педагоги М.А. Ветлугина, И.П. Дзержинская, О.П. Родионова; педагоги-практики С.М. Бекина, Н. Френкель, Е. Дубянская и многие другие.
     Спустя полвека, в середине 90-х годов, предмет «Слушание музыки» вновь появляется, постепенно входя в учебные планы многих ДМШ и ДШИ.
     И это не случайно. Ведь основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слушание музыки – это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные её особенности. К тому же, слушание музыки позволяет познакомить детей с более сложной музыкой по сравнению с той, которую они исполняют сами. Дети получают возможность услышать крупные вокальные, инструментальные, оркестровые произведения известных композиторов в хорошем исполнении.
     В наше время слушание музыки становится доступной формой общения с искусством для широких слоев населения благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, кино, телевидение)… Поток музыкальной информации практически безграничен. А это обостряет проблему организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса.
     Проработав в ДМШ без малого четверть века, могу сказать, что научить детей активно слушать музыку с каждым годом становится сложнее.
     Задача преподавателя заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным и творческим. Впервые «Слушание музыки» как предмет, входящий в комплекс дополнительного образования нашей школы(ДМШ№2, г. Ноябрьск) был введен в 2003 -2004 учебном году.
     Занятия проходят 1 раз в неделю по программе в соответствии с рабочей программой по предмету «Слушание музыки», составленной на основе методического пособия «Слушание музыки для 1-3 классов ДМШ и ДШИ автора Царевой Н. А. ( М.2002), на основе методических рекомендаций из авторской программы Владимировой О.В.(С.П.,2006). У многих возникали вопросы: «Нужен ли этот новый предмет, если есть «Музыкальная литература»? Что общего между ними, и ради чего «Слушание музыки» вообще ввели в программу музыкальных школ?»
      По моему мнению, введение в программу обучения в ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 классы является необходимым и своевременным. По учебному плану курс «Музыкальной литературы» начинается лишь с 4 класса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для развития навыков музыкального воспитания возраст – 7-10 лет. Урок «Слушание музыки» позволяет восполнить этот пробел.
     В сущности, именно «Слушание музыки» должно стать одним из главных предметов при обучении на начальном этапе в ДМШ и ДШИ, так как оно помогает интериоризации, вхождению ребенка в мир музыки, помогает созданию единого культурного пространства: музыка – литература - изобразительное искусство.
На мой взгляд, предмет «Слушание музыки», являясь своего рода «нулевым циклом» курса «Музыкальной литературы», гармонично вводит учащихся в тайны творчества и направлен на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку, позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, тем самым способствуя воспитанию личности, культуры слушания музыкальных произведений, духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
 
3. Сущность и особенности авторских программ по предмету «Слушание музыки»


3.1 Содержание программ по «Слушанию музыки»

«Всякая перемена, даже перемена к
лучшему, всегда сопряжена с
неудобствами».
Ричард Хукер, 16в

     Как известно, всегда проще идти знакомой, накатанной дорогой. Новации, хотя и оцениваются нами как нужные и необходимые, зачастую далеко не полностью и далеко не сразу воплощаются на практике. Но жизнь вносит свои коррективы и мы, желая того или нет, меняемся вместе с ней. Педагогам приходится модифицировать существующие программы учебного процесса в ДМШ и ДШИ.                     
На сегодняшний день типовых программ по предмету «Слушание музыки» не существует. Но в последние годы появился ряд  авторских программ. На мой взгляд наиболее интересными и удобными в использовании являются программы следующих авторов: Н.В. Царевой, Г. А. Ушпиковой, О.А. Владимировой.
     Анализируя их особенности,  кратко изложу  содержание и характеристики.
1.    Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. Автор-составитель О.В. Владимирова (2006 год).
     Предлагаемая программа является авторской разработкой преподавателя Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина, кандидата искусствоведения О.А. Владимировой.
     Причины, побудившие автора к созданию данной программы, следующие:
1)    отсутствие у большинства современных детей навыка слушания классической музыки;
2)    временной объем урока музыкальной литературы, не позволяющий уделять достаточно времени развитию навыка эстетического восприятия и слушания музыки;
3)    недостаточный слуховой опыт и объем детских музыкальных впечатлений.
О.В.Владимирова отмечает положительные моменты введения предмета «Слушание музыки». В процессе работы над программой автор знакомится с работами Е. Кругликовой, с исследованиями В.Г. Рожникова; дипломной работой Е.В. Теплухиной.
      Курс «Слушания музыки» по программе О.В. Владимировой можно вести в городских, сельских школах, а также в школах искусств. Продолжительность обучения - три года. Рассчитана программа на 34 часа в год, что соответствует образовательным стандартам. Форма контроля – проведение итоговых, открытых уроков.
     Примерные тематические планы
1 год обучения
1.    Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?
2.    Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь
3.    Животные, птицы, рыбы в музыке
4.    Возраст, настроение и характер человека в музыке
5.    Фантастические и сказочные персонажи в музыке
6.    Движение под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)
2 год обучения
1.    Времена года в народном календаре
2.    Зимние народные обряды и песни. Масленица
3.    Весна. Обряды и песни. Веснянки
4.    Летние праздники
5.    Осень. Жатва. Обряды и песни
6.    Детский фольклор
7.    Народные музыкальные инструменты
8.    Инструменты симфонического оркестра
9.    Инструменты духового оркестра
10.    Клавишные инструменты (клавесин, орган, фортепиано)
11.    Электронные инструменты
3 год обучения
1.    Тембры человеческих голосов (детские, женские, мужские)
2.    Виды ансамблей и хоров
3.    Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм. Метр. Размер. Регистр. Фактура. Динамика. Штрихи
4.    Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма, 3х-частная форма
5.    Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы и рондо. Сложная 3-х частная форма
     В программе курса  даны  методические рекомендации автора, а также представлен музыкальный материал, используемый автором в процессе изучения всего курса «Слушания музыки». К программе  прилагается созданный автором «Словарь признаков характера звучания», который может быть использован в работе юными слушателями музыки.

2.    Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 класса детских музыкальных школ и школ искусств (2008г.). Составитель: Г.А. Ушпикова.
Данная программа знакомит с тремя основными направлениями музыкальной культуры в их тесной взаимосвязи – народным, классическим и духовным музыкальным искусством, что отражает исторический процесс развития русского и западноевропейского искусства. Одна и та же тема изучается (там, где это возможно) на примере всех трех направлений.
Программа построена по концентрическому принципу. Темы первого года повторяются во втором и третьем классах на новом материале более углубленно и расширенно. Это позволяет повторить основные моменты в курсе еще раз.
Принцип построения программы – тематический.
Основных тем в курсе пять:
1.    Картины природы в музыке
2.    Сказочные образы в музыке
3.    Образы человека в музыке
4.    Народный календарь
5.    Духовная музыка, библейские и евангельские образы в русской и западноевропейской музыке.
В каждой четверти изучаются одна или две темы. В конце четверти – обобщающий урок. Музыкальный материал подобран яркий, образный, доступный детскому восприятию.
Примерные тематические планы
1 класс
1 четверть - Мир детства в музыке.
2 четверть – Рождественские образы в музыке. Святки.
3 четверть – Образы игрушек, животных и птиц в музыке. Масленица.
4 четверть – Сказочные образы в музыке.
2 класс
1 четверть - Картинки природы в музыке.
2 четверть – Образ человека в искусстве.
3 четверть – Патриотическая тема в искусстве.
4 четверть – Пасхальная тема в музыке.
3 класс
1 четверть – Музыкальный пейзаж как основа музыкального художественного образа.
2 четверть – Фантастика. Легенды в музыке.
3 четверть – Евангельские и библейские образы в русской и западноевропейской музыке.
4 четверть – Евангельские образы в русской музыке. Троица. Семик. Комическое в музыке.
К программе прилагаются:
-    фонохрестоматия
-    поурочные планы
-    сценарии народных праздников: Святки, Масленица, Троица, Семик
-    методическое пособие и нотная хрестоматия для преподавателей
-    учебное пособие для учащихся и нотное приложение к нему

3.    Авторская программа по курсу «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ автора Царевой Н.А. (2002год).
Основной принцип данной авторской программы – это концентрический метод, каждый год обучения имеет единую стержневую тему. Целью данной программы является создание предпосылок для музыкального и личного развития учащегося, воспитания культуры слушания музыкальных произведений, необходимых для последующего освоения музыкального и понятийного материала, т.е. для приобщения к музыкальному искусству в целом.
Задачи программы:
-    дать возможность ребенку осознать мир музыкальных звуков как особую реальность, войти в которую можно только через восприятие характера музыки;
-    увлечь ребенка музыкой, сделав процесс слушания ярким эмоциональным переживанием;
-    дать возможность учащимся приобрести первоначальный навык слухового наблюдения музыки;
-    познакомить детей с общими закономерностями музыкального языка, основными музыкальными терминами, создать прочную «базу» музыкальных впечатлений будущего потенциального слушателя – ценителя классической музыки.
Занятия проводятся, в основном, в форме беседы, диалога-беседы с включением разнообразных творческих заданий, игровых видов деятельности.
В центре урока – само музыкальное произведение и его восприятие детьми, поэтому преподаватель должен продумывать способы показа музыкального примера: дети слушают музыку без комментариев педагога и без объявления названия, а затем дают характеристику темам и музыкальному образу, пытаются определить название.
До прослушивания преподаватель обсуждает с учащимися, какие именно средства музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, заданного в программе или названии. После прослушивания дети подтверждают или опровергают свои предположения (метод проблемно-диалогического обучения).
Домашняя подготовка в 1 классе может ограничиваться повторением и закреплением пройденного материала на уроке. Не исключаются и творческие задания: рисунки к прослушанным произведениям, подбор стихотворений, подбор эпитетов к названию произведений.
Во 2-м, 3-м классах домашние задания могут выглядеть как самостоятельная аналитическая работа: подготовить информационный материал о композиторе, написать сочинение-отзыв о прослушанном произведении, о посещении концерта, сочинить сказку с «прослушанными» сказочными персонажами, сочинить музыкальный пример по пройденной теме и др.
Формой контроля знаний учащихся можно считать промежуточные опросы-срезы, викторины, письменные работы, чаще в виде тестов, проведения уроков-концертов, итоговых и контрольных мероприятий.
Примерные тематические планы
1 класс
1.    Вводная беседа. Характеристика музыкального звучания
2.    Метроритм, пульсация в музыке
3.    Мелодический рисунок, его выразительные свойства
4.    Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка
5.    Музыкально-звуковое пространство. Фактура. Гомофония, полифония. Тембр, ладогармонические краски
6.    Сказочные сюжеты в музыке. Творческое применение полученных знаний (4ч)
7.    Голоса музыкальных инструментов
2 класс
1.    Элементы музыкальной речи, создание музыкального образа с помощью разных элементов музыкальной речи
2.    Основные приемы развития в музыке (мотив, фраза). Музыкальный образ, содержание музыки
3.    Тема. Развитие темы
4.    Процесс становления формы в сонате. Развитие воплощения музыкальной логики, действенного начала. Знакомство с сонатным циклом
5.    Кульминация как этап развития. Способы развития в музыке, в том числе, полифонической музыке
6.    Знакомство с жанрами. Вокальная музыка. Выразительные возможности вокальной музыки
7.    Программная музыка. Темы программной музыки
8.    Создание комических образов. Игровая логика, известные приемы развития и способы изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации
3 класс
1.    Народное творчество
2.    Жанры в музыке: городская песня, романс, кант. Марш и маршевость. Танцы и танцевальность
3.    Музыкальные формы. Вступление. Период, тема, 2-х, 3-х частные формы. Сонатная форма. Сонатно-симфонический цикл. Рондо. Вариации
4.    Оркестры: духовой, народных инструментов, камерный, симфонический. Знакомство с «биографиями» музыкальных инструментов симфонического оркестра
К программе прилагаются:
-    фонохрестоматия «Уроки госпожи Мелодии» 1-3 класс
-    методическое пособие
-    пособие для учащихся «Уроки госпожи Мелодии» 1-3 классы
 
3.2.    Сравнительная характеристика программ и их актуальность

    Проанализировав каждую из представленных программ, сравнив их содержание и особенности, можно сделать следующие выводы:
1.    При создании каждой программы авторами были учтены социокультурные особенности той местности, для которой создавалась программа (малые города, поселки, большие города), возрастные особенности обучающихся, степень подготовленности к обучению, а также психофизиологические особенности каждого возрастного периода.
2.    Во всех программах прослеживается общая тенденция:
-     стремление вызвать эмоциональный отклик учащихся;
-     стремление отойти от увеличения потока и объема информации.
3.    Ценностная направленность программ является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике современной культурно-информационной среде. Данный контекст представленных программ призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойствен культурно-исторической психологии российского сознания и замещению их лучшими образцами и идеалами отечественной культуры.
4.    Содержание программ основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемое авторами для прослушивания, отражают такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь, трудолюбие, справедливость.
5.    Психологическая направленность программ позволяет осуществить психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков «Слушания музыки».
6.    Информационно-логическая направленность  программ предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.
При создании данных программ были учтены результаты исследований ученых в областях теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина, А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е. Кругликова, В. Ражникова, Е. Теплухина и др.); музыкальной психологии (М. Лазарев, В. Петрушин, Б.М. Теплов и др.)
     Таким образом, все представленные авторские программы по предмету «Слушание музыки»:
        1.Способствуют воспитанию культуры слушания музыкальных произведений ,приобщению к музыкальному искусству в целом.
        2. Дают возможность учащимся через восприятие характера музыки осознать мир музыкальных звуков, как особую реальность.
3.Позволяют достигнуть главной цели преподавания «Слушания музыки» - формирования и развития музыкальной культуры учащихся – как одной из составных частей воспитания общей культуры личности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: все представленные авторские программы отвечают современным требованиям преподавания дисциплины «Слушание музыки» и являются актуальными.
 
Эффективность творческих приемов, используемых в личной педагогической практике


     В ДМШ№2 предмет «Слушание музыки» ведется по Рабочей программе,  составленной в 2006 году ( об этом сказано выше). Однако в своей педагогической практике я использую методические рекомендации автора  программы «Слушание музыки» Н.А. Царевой.
     Программа Натальи Алексеевны интересна своей полнотой содержания,  профессиональным подбором материала, претворением идеи синестетического восприятия.
     Еще один важный аспект этой программы заключается в возможности варьирования методов и форм работы в контексте одной темы. Доминантой при этом остается интерес ученика к предмету, где дети с удовольствием включаются в работу.
     В то же врем осторожная и кропотливая работа с учениками – это залог подготовки чуткого и внимательного слушателя, анализирующего к концу курса и мелодический рисунок, и разновидности фактуры.
     Эти особенности программы Н.А. Царевой привлекли мое внимание, т.к. по сравнению с другими авторскими программами она открывает большие возможности для творчества педагога и учащихся.
Как подтверждение возможности творческого подхода, я хочу привести несколько примеров из своей педагогической практики.
     Во-первых, мне, как и любому педагогу, в процессе работы не раз приходилось вносить свои поправки и дополнения. Это было связано с музыкальным материалом, который должен использоваться на уроке. Не всегда в коллекции школьной и личной фонотеки имеются те музыкальные записи, которые рекомендует составитель программы, а также какие-то произведения, на мой взгляд, были более подходящими к определенной теме.
Например, на уроке 1 класса при изучении темы о выразительных средствах музыки (динамике, темпе, ритме и т.д.) я дополнила музыкальный материал пьесами из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной. Инструментальные миниатюры этого сборника хорошо характеризуют выразительные средства музыки и очень понятны первоклассникам.
      Тему третьей четверти о различных типах интонаций в музыке я дополнила сочинением французского композитора К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Одним из запоминающихся стал урок, посвященный изучению формы рондо в третьей четверти 3 класса. Предложенное составителем программы Н.А. Царевой домашнее задание с сочинением сказки мы преобразили в настоящий урок-сказку!
     В первом классе на уроке, кроме тетради, нам стали необходимы для работы альбомы и фломастеры, потому что, изучая многие темы, ученики рисуют к ним иллюстрации, при этом не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к самим темам. Например: тема – «Шаги в музыке» - тяжелые, легкие, плавные, прерывистые. Или тема: «Мелодический рисунок» - волнообразное движение мелодии, мелодия – «вьюнок» («Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова), «пружина» («Гавот» С. Прокофьев), «стрела» (Соната № 8 «Патетическая Л. Бетховена) и т.д. (Приложение № 1)
     Довольно часто на уроках «Слушание музыки» и в первом, и во втором классах мы используем синтез музыки и поэзии. Например: подбираем стихотворения разных поэтов по теме «Времена года». А затем, из представленных примеров, мы подбираем те варианты, которые ближе к музыке А. Вивальди и П. Чайковского (в циклах «Времена года»); прочитываем перед или после прослушивания музыки тексты арий и других фрагментов из опер.
На втором и третьем году изучения предмета я часто использую такую форму работы как музыкальные иллюстрации к изученным темам из произведений, исполняемых учащимися в классе специальности. Ведь многим детям очень нравится выступать!
Особенно хорошо использовать детское исполнительство в темах:
-    «Основные приемы развития в музыке: повтор, секвенция, контраст» - 2 класс;
-    «Форма период. Мотив, фраза, предложение, каденция»;
-    «Песенно-танцевальные формы 2-х и 3-х частные» и т.д. – 3 класс.
     Также на уроках «Слушание музыки» я часто практикую письменные работы в виде тестов, которые дают возможность проконтролировать процесс понимания и усвоения учениками того или иного пройденного материала (Приложение №2).
     Слушание музыки - процесс увлекательный, но вместе с тем и достаточно сложный, т.к. в группе собираются дети совершенно разные по психическому, умственному и культурному развитию. Поэтому одной из первоочередных задач педагога, как я считаю, это формирование коллектива, где каждый ребенок чувствовал бы себя спокойно и уверенно. В группе, где создана атмосфера доброжелательности, дети работают с большой отдачей.
     Умение слушать музыку и размышлять о ней я стараюсь воспитывать в своих учениках с самого начала занятий слушанием музыки. Уже на первом уроке первого года обучения я знакомлю учащихся со следующими правилами:
1.    Не разговаривать, не вертеться во время слушания музыки.
2.    Не мешать соседу слушать музыку.
3.    Сосредоточиться и слушать внимательно.
4.    Получать удовольствие от слушания музыки.
Знакомя ребят с этими правилами, я стараюсь донести до них, что выполнение этих правил обязательно не только потому, что этого требует дисциплина, но и потому, что, когда звучит музыка, только внимательно слушая  её звучание, можно почувствовать её и по-настоящему понять.
 
 Заключение

     Слушание музыки один из важнейших элементов музыкального развития ребенка, часть общего психофизического развития.
    Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре, в творчестве и слушании музыки. Именно слушание музыки активирует полезную деятельность детей. Ведь слушая музыку, ребенку приходится все время производить различные логические операции: сравнивать, объединять, обобщать.
Результат таких интенсивных, увлекательных, интересных занятий наступает очень скоро.
   Пусть ребенок, возможно, и не станет в будущем музыкантом, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит его духовный мир, позволит раскрыться его личности.
   Необходимость и важность предмета «Слушание музыки» очевидны.
В современных условиях развития общества, модернизации музыкально-образовательного процесса, любое образовательное учреждение самостоятельно в выборе рекомендованных программ.
На сегодняшний день мы имеем широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий музыкального образования.
     Анализ авторских программ О.В. Владимировой, Г.А. Ушпиковой, Н.А. Царевой по предмету «Слушание музыки» показал, что актуальность представленных программ подтвердилась, т.к. содержание и цели каждой из них способствуют повышению уровня учащихся, развитию их эстетического вкуса, осмыслению собственной художественной практики, знакомству с основными направлениями, видами и жанрами искусства, особенностями их взаимодействия и развития в историческом контексте, а также способствуют формированию культурных ориентаций и установок личности современного юного слушателя музыки на эстетические идеалы.
     Но, думается, что на сегодняшний момент, совершенствовать музыкальное воспитание учащихся ДМШ и ДШИ возможно не столько посредством создания новых программ и методик, сколько, придерживаясь уже существующего материала, варьировать методы и формы работы в контексте апробированных современных программ.

«Если в детстве донести до сердца красоту
музыкального произведения, если в звуках
ребенок почувствует многогранные оттенки
человеческих чувств, он поднимется на
такую ступень культуры, которая не может
быть достигнута никакими другими
средствами»
В. Сухомлинский
 
Список литературы

1.    Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие – М. Росмэн 2002;
2.    Старобинский С Урок музыки – урок искусства //Музыка в школе. 2003;
3.    Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л: 1961;
4.    Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ред.сост. В.И. Руденко – М.: 1980;
5.    Гождинер А.П. Музыкальная психология – М.: 1993;
6.    Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий /избр.труды 2.т. 0 М.: 1985;
7.    Баренбой Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.2, 1985;
8.    Котляревкий И.А. Полянский Ю.А. Актуальные проблемы музыкального образования //сб.ст.- :Музычна Украина, 1986;
9.    Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь - М.: Просвещение, 1990;
10.    Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ / Авт.-сост. О.А. Владимирова. – СПб: Композитор Санкт-Петербург, 2006;
11.    Рабочая программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ /Авт.-сост. Г.А. Ушпикова. – СПб.: Союз
Добавила Рекина Л. А.,г. Ноябрьск




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (04.02.2012)
Просмотров: 14945