Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Интернет-газета

Традиции Рождества и Нового года


Традиции Рождества и Нового года

     Данная работа посвящена традициям празднования Нового года и Рождества в разных странах. Она может найти применение в канун Нового года при выпуске новогодней стенгазеты и концертах. Новый год – наш самый любимый праздник. Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не замирал бы в этот день в предвкушении чего-то доброго и светлого.
     Когда же люди впервые стали говорить друг другу: «С  Новым годом! С Новым счастьем!»?
     История нам поведала, что впервые люди стали приветствовать друг друга в новогоднюю ночь в 153 году до нашей эры. Именно тогда древние римляне ввели обычай дарить под Новый год подарки с пожеланиями удачи и счастья. Именно тогда стали веселиться всю ночь напролет. Подарки, между прочим, были со значением: свечи – символ солнца, золото – знак богатства, мед – признак приятной, «сладкой» жизни, ветка или венок из вечнозеленого мирта – пожелание крепкого здоровья и долголетия.
     Оказывается, сколько летоисчислений - столько новогодних праздников. В Киевской Руси новый год начинался мартовской капелью и наступал 1 марта, в Московской Руси с конца XV века Новый год встречали 1 сентября, в постпетровской России - 1 января. Петр I издал указ «считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом.... По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, учнить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
     Утром 1-го января 1700 года Петр I сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 «пушечек». А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год «по-европейски», в разгар зимы.
Между прочим, мы с вами в России умудряемся жить сразу по двум календарям - Новый год, к примеру, празднуем вместе со всем западным миром 1 января - по григорианскому календарю. Однако Рождество отмечаем 7-го января - по юлианскому календарю, а не 25 декабря, согласно григорианскому календарю.
В результате Новый год, в отличие от всех остальных, наступает для нас до Рождества. Такая ситуация возникла после того, как в 1918 году в России был введен специальным декретом григорианский календарь: после 31 января шло не 1, а 14 февраля. Православная же церковь сохранила старый стиль, т. е. юлианский (что означает принятый еще Юлием Цезарем в 46 году до новой эры) календарь. Западноевропейские страны с конца XVI века начали жить по новому, принятому папой Римским Григорием XIII календарю (отсюда и название — григорианский).
     Сейчас, с интересом изучая календари восточные, мы отмечаем то год Собаки, то год Мыши. Ставим под новогоднюю елку не только Деда Мороза, но и соответствующую зверюшку. Однако, согласно китайскому и японскому календарям, новый год наступает каждый раз в разное время, где-то между 21 января и 20 февраля.
     По буддийским верованиям, человека подстерегают 108 забот. Поэтому издавна в Японии установилась традиция встречать Новый год - важнейший праздник года - 108 ударами колокола. Последний из них возвещает, что все тяготы отступили вместе с ушедшим годом, а в Новом году нас ожидает безоблачная жизнь.
     Когда мы, россияне, начинаем жить в предвкушении грядущего Нового года, в странах Западной Европы готовятся к Рождеству. Его отмечают в ночь с 24-го на 25-ое декабря. Вечер накануне Рождества называется по-особому - Сочельником. В англоязычных странах (Великобритании, США, Канаде) основной праздник – не Новый год, а  Рождество. Это семейный праздник, которого все ждут. По традиции на Западе на стол ставят нечетное количество блюд 5, 7, 9 и оставляют одно свободное место, вдруг кто-нибудь придет.
     Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии – кэролы, в Германии – святые вечера, на Украине и в Белоруссии – коляды, в  России – святки.
     В Германии первых вестников праздника можно увидеть уже в ноябре. Во всех магазинах, как  по мановению волшебной палочки, вдруг появляются рождественские отделы: шеренги шоколадных Дедов Морозов, груды елочных украшений, подарочные наборы, мягкие сугробы пушистых снеговиков. У входа в дом на дверях вешают еловые веночки. Ели в палисадниках украшают электрическими гирляндами.
     В декабре немцы торжественно встречают каждую субботу – четыре Святые Адвенты. В первую Адвенту в доме на столе появляется рождественская икебана из еловых шишек и ленточек с непременными четырьмя высокими свечами. Каждую субботу семья за ужином зажигает одну свечку.
     Рождество в Германии, как и в Англии, самый главный праздник в году. По традиции, семья на Рождество должна быть в полном сборе.
     В немецком городе Ротенбург-на -Таубере есть музей Рождества, открытый для посещения круглый год.  (см. приложение).
     Рождественский праздник приходит в дом вместе с красавицей елкой. С XV века пошел обычай ставить в доме ветки деревьев, а потом елки в знак райского дерева жизни. На елке должна быть звезда, «та», которая привела магов к яслям пещеры, где родился Иисус Христос.
     Когда мы видим на наших новогодних елках висящие яблоки, мандарины, мы не задумываемся, что такова традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в Новом году и осыпать их спелыми плодами. Уже около 2 тысяч лет назад многие народы украшали елку. В конце декабря люди шли  в лес и на ветвях самой большой елки развешивали подарки для духов, чтобы они были добрее и дали хороший урожай.
     Наши современные елочные игрушки - коровы, барашки, козы - это, может быть, и есть воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в жертву домашних животных.
     Первое упоминание о новогодней елке относится к 1605 году. Старинная летопись говорит о том, что в богатых домах немецкого города Страсбурга (правда, сегодняшний Страсбург находится на территории Франции)  под новый год ставили хвойные деревья, украшенные бумажными цветами, золотыми нитями и сластями.
     Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйцо - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи – непостижимости божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветви ели отводили злых духов и нечистую силу. Кстати, ветви ели подвешивали к потолку, ближе к дверям.
     Нам трудно представить елку без маленьких огней - лампочек, а эта таинственная тысячелетняя связь светлого новогоднего фонарика с древним огнем, зажженным в новогоднюю ночь во славу солнца. Наверное, древние люди испытывали чувство тревоги: вдруг солнце скроется, и навсегда воцарятся стужа и мрак. До сих пор эта традиция сохраняется в ряде Скандинавских стран. Собирающиеся вокруг новогодних костров люди прощают друг другу обиды и веселятся до утра. Наверное, с давних языческих времен осталась в памяти нашего народа подблюдная песня «Слава»:

1. Слава на небе солнцу высоком. Слава, Слава!
2. Слава на небе месяцу ясном. Слава, Слава!
3. Слава на небе зорюшке утренней. Слава, Слава!
4. Слава на небе утру прекрасному. Слава, Слава!

     Иностранцев в России не перестает удивлять 2 вещи: празднование старого Нового года и появление Деда Мороза в сопровождении очаровательной спутницы  Снегурочки.
     Когда и откуда пришел к нам обязательный участник новогоднего праздника - добрый дедушка Мороз? По этому поводу есть разные догадки. Некоторые утверждают, что Дед Мороз появился более 2 тысяч лет назад. В стародавние времена жители Севера в новогоднюю ночь ставили перед порогом жилища разную снедь и просили Деда Мороза (Трескуна) не «напускать» сильных холодов. О его характере мы узнаем из старинных русских народных сказок, где его именовали то Морозом Ивановичем, то Морозко, то Мороз-Воевода. А иногда – Мороз - Красный Нос. Дед Мороз – персонаж русских легенд, в славянской мифологии – олицетворение морозов, кузнец, сковывающий воду.
     Говорят, на новогодних праздниках Дед Мороз стал появляться в конце XIX века. Называют даже точную дату его появления – 1910 год. Получается, что новогоднему дедушке 100 лет!  Его внешний облик теперь одинаков почти  у всех европейских народов: красная шапка и шуба (плащ), отороченные белым мехом, белая борода, мешок с подарками.
     На Руси Дед Мороз - это, по преданию, ни кто иной, как Святитель Николай или Николай Чудотворец, столь любимый нашим народом. И не случайно Святой Николай оказался связан с новогодним Дедом, ведь основная черта характера обоих - доброта.
     По преданию, Николай подбросил в окно отца бедствующего семейства, готового продать трех своих дочерей, три узелка с золотом. Не отсюда ли пошел обычай одаривать детей в новогоднюю ночь подарками?
     В России Дед Мороз появляется в сопровождении своей прелестной внучки - Снегурочки, Это совсем не такая уж древняя, но полюбившаяся детям традиция. Снегурочку вывел на сцену русский  драматург Алексей Николаевич Островский. В его чудесной пьесе-сказке «Снегурочка» впервые появляется пара - могучий старик и его нежная дочь Снегурочка.
     Привычный для нас образ Деда Мороза  с посохом в руках, с мешком подарков для детей, разъезжающего на тройке лошадей, был создан советскими кинематографистами и мультипликаторами в 1930-х годах.
     Современные Дед Мороз и Снегурочка завели в Интернете Твиттеры,чтобы писать в режиме он- лайн, сколько подарков они разнесли по городам и весям.
     В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы новогоднего дедушку зовут Санта Клаус. Своей внешностью он почти не отличается от нашего Деда Мороза. «Клаус» - народное уменьшительное от латинского «Николаус». В Европе почитают Николая - чудотворца из города Мирра в Ликии как покровителя и спасителя детей. По поверьям, он проникает в жилище по печной трубе. Он приносит подарки в ярких упаковках, обвитых золотистыми ленточками. Уже в первой половине XIX века приход в дом Санта Клауса стал насущной деталью празднования Рождества и Нового года. Добрый старик оставляет детям подарки. Приход Санта Клауса, раздачу подарков, радость детей впервые описала американская писательница Мери Додж в своей повести «Серебряные коньки».

Всех сильнее устает
Санта Клаус в Новый год.
Пробежать так много стран –
Тут и страус бы устал.

Англичане у камина
Новый год встречают чинно.
Под торжественные речи
В сумерках пылают свечи.

Санта Клаус в дом войдет,
Спич к столу произнесет.
Всех одарит от души
И за море поспешит,
Где на два материка
Разлеглась Америка.

Там американцы
Под музыку и танцы
Новый год встречают,
Друг друга поздравляют.
Все в костюмах карнавальных,
Не увидишь лиц печальных.

Санта Клаус поспешает,
Дарит, пляшет, развлекает.
Нет на отдых ни минутки.
Там, где он - смех, шум и шутки.

А когда забрезжит день,
Вдаль помчит его олень.
В снег и лед, где круглый год
Он в Лапландии живет.
Водица В.

     В Голландии Новогодний Дед - Санте Клаас - тот же «Святой Николай». В Нидерландах его именуют Синтерклаас.
      Чешский  Дед Мороз – Микулаш - приходит к детям еще до рождества, в ночь с 5 на 6 декабря. Он одет в длинную шубу, высокую шапку, в руках у него посох с закрученным в спираль верхом, за спиной – короб с подарками. Сопровождают Микулаша ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Хороших и послушных детей он одаривает фруктами и сладостями, а хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусочек угля.
     В Турции считают, что первым новогодним Дедом стал священник Николас, живший в начале нашей эры в городе Демпре. В этом городе неоднократно проводятся фестивали, посвященные новогоднему Деду Морозу.
     В Финляндии у новогоднего Деда длинные волосы, а носит он высокую конусообразную шапку и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом. И самое удивительное финскому Санта Клаусу с давних пор    можно было писать письма. Его зовут Йоло Пукки.
     Во Франции целых два Деда Мороза. Одного новогоднего добряка зовут Пэр Ноэль, что означает Отец Рождество. Одет он во все белое, очень любит тепло и может быть, поэтому оставляет все подарки возле каминов. Второго зовут Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
     В Монголии Новогодний дедушка выступает в образе пастуха, одетого в пушистую шубу и шапку из лисьего меха. В руках он держит кнут, огниво, кремень и табакерку - древние атрибуты кочевников, который не боится странствий и одиночества. Облик пастуха очень подходит здешнему Деду Морозу еще и потому, что от труда скотовода зависит, много ли молока и мяса будет на новогоднем столе.
     В странах Балтии наряду с традиционным Дедом Морозом и поныне пользуется популярностью трубочист. Встреча с ним, как гласит поверье, приносит счастье. Вот почему в Прибалтике непременный участник новогоднего праздника - трубочист. Ради такого случая он в парадной форме: сюртук с двумя рядами блестящих пуговиц, традиционный цилиндр и белые перчатки... Правда, любители сувениров «на счастье» лишены теперь возможности отломить веточку от березовой метлы трубочиста - ее заменила металлическая щетка. Да и вместо длинного шеста, с помощью которого он чистил трубы, появился стальной трос - что поделаешь, современность вносит свои коррективы...
     Итальянские дети ждут подарков не от Деда Мороза, а от «бабушки Морозихи. Это святая Эпифания, или, как ее зовут дети «бабушка Бефана». Она одета в белую шубу и красную шапочку. В новогоднюю ночь она прилетает через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
В Греции и на Кипре новогодним детским гостем стал Святой Василий. Это довольно древний обычай, еще в XVIII веке записаны песни о Святом Василии, который встречает детей у двери школы и одаривает их сладостями. Кстати, 1 января православная церковь отмечает праздник святого Василия Великого, и Новый год в старину на Руси в народе называли «Василь-день». Вечер перед Новым годом называется «Васильевым вечером», в Малороссии - «щедрым» или «добрым вечером». Отсюда и название украинских зимних песен - щедровки.
     В Узбекистане «Снежный дедушка» Кербобо в полосатом халате и красочной тюбетейке въезжает в кишлаки верхом на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками. В этой стране есть очень интересная новогодняя традиция: жители выходят на улицу с большим блюдом абрикосов и одаривают ими всех встречных знакомых и незнакомых людей. Чем больше раздашь,тем богаче будешь!
В Казахстане  - «Аяз Ата» - новогодний персонаж, оставшийся с советских времен. В целом он  похож на русского Деда Мороза и переводится точно так же.
     В Башкортостане и Татарстане Деде Мороза зовут «Кыш Бабай». В этих странах на Новый год обязательно подают ярко раскрашенное блюдо с яблоками и орехами. Символика такая: яблоко – плод познания добра и зла, а орехи с их твердой скорлупой и вкусной сердцевиной символизируют тайны и трудности жизни.
А вот у таджиков отмечается национальный Новый год - «навруз». Празднуется он в день весеннего равноденствия. К празднику готовятся заранее. Тщательно моют, чистят и убирают жилище, белят стены и расписывают их специальными узорами. В этот день надевают чистую, а по возможности новую одежду. Готовят праздничное угощение для гостей. А после начинается катание на качелях, борьба, конные состязания - кому что нравится. К слову сказать, многие мусульманские страны отмечают Новый год весной. Подарки там раздает Хызыр Ильяс.
     Шумно и весело на центральных площадях испанских городов в дни празднования Рождества и Нового года. Три человека в нарядных восточных костюмах раздают подарки, устраивают игры. Это испанские Деды Морозы - три волхва - три восточных царя, которые первыми узнали о рождении Христа и пришли поклониться ему. Действительно, европейская традиция делать детям на Рождество и Новый год подарки идет от тех самых даров, поднесенных тремя царями младому Христу. Они принесли ему золото, ладан и смирну - символы вечности и богатства.
      А теперь, наверное, самое время для изложения  христианских легенд о елке - символе единственного общего для всей Европы календарного праздника, дошедшего до наших дней. Одна из легенд так объясняет обычай наряжать  новогоднюю елку.
      Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель Мира, все - и ангелы, и люди, и растения - старались заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм, чтобы увидеть свершившееся чудо. По преданию счастливее всех оказались три дерева, стоящие у самого входа в храм: стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка.
      Когда пальма и маслина решили пойти в пещеру и поклонится Божественному младенцу, елочка робко попросила взять ее с собой.

- Куда тебе с нами, - презрительно ответили деревья. – И какие дары ты можешь преподнести, если у тебя только колючие иглы и противная липкая смола.
Ангел услышал этот разговор и промолвил:
- Милая елочка, я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер.
Взглянув на усеянное сверкающими звездами небо, он сделал знак, и одна за другой звездочки стали скатываться на Землю, прямо на зеленые ветви елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками, но не возгордилась:
      Каждый год в это время ты будешь красоваться в сиянии множества огней, и все будут радоваться и веселиться, глядя на тебя. Ты, скромная зеленая елка3 сделаешься знамением веселого рождественского праздника, вечной жизни и здоровья.
      С тех пор елке на Рождество стали воздвигать воистину царские почести.
      Есть еще одна поэтичная легенда, которая по-своему объясняет появление обычая украшать елку. Она связана с именем Мартина Лютера, христианского проповедника, жившего в 17 веке. Как-то, гуляя перед Рождеством по окрестностям родного Вюртемберга (Германия), он увидел над огромной елью яркую звезду, как будто надетую на верхушку. Она напомнила ему библейскую Вифлеемскую звезду, указавшую путь волхвам к месту рождения Христа. Придя домой, он поставил на стол елочку и украсил ее звездами и свечами.
      В советской  России судьба елки сложилась непросто. В 1918 году из-за принадлежности  украшенной елки к Рождеству, елка была запрещена на целых 17 лет, вплоть  до  1935 года, а праздничным нерабочим днем 1-ое января было объявлено только в 1947 году.  
Думаю, нам всем будет интересно узнать об атмосфере Рождества из книги писательницы XIX века Веры Желиховской «Как я была маленькой».
      «Впервые я увидела рождественскую елку. Это была прекрасная, богатая елка, кроме всяких сладостей, изукрашенная гирляндами зелени и цветов, искусно сделанных бабушкой из цветной бумаги и коленкору. Я онемела от изумления и восторга, когда, просидев целый день одна наверху, в детской, увидала ее еще издали, из коридора, среди залы, всю залитую светом!.. Много прекрасных игрушек нашли все мы, дети, под нею, подарки там были для всех: и для взрослых родных и знакомых, и для прислуги. Кроме свечей, горевших на дереве, длинный стол был опоясан, как огненным кольцом: весь он был унизан тарелками с лакомствами для дворовых людей и детей их и в каждую, среди сладостей, была поставлена зажженная свеча... Бабушка всегда говорила, плохо то барское веселие, которого с барами заодно не делит вся прислуга».
      Новогодние праздники на Руси были долгими. Они длились около месяца, открывались Рождеством, а заканчивались Масленицей. На Святки - двенадцать дней декабря - января, на один из которых приходился Новый год - в славянских селах по ночам, собравшись группами, ходили ряженые. Они пели под окнами домов колядки - пожелания добра, благополучия и изобилия, а хозяева готовили для них угощение: калачи и сласти.
      Коляда - это древнее языческое название праздника, бывшего примерно в это время года до принятия христианства. И в некоторых местностях (в Литве, Польше, Белоруссии, Украине) Рождество до сих пор  называется Колядами.
      В России на святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т.п.
В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни — гусарами, а юноши, наоборот, - дамами. В деревнях было попроще.
       Шумно, весело отмечали российские  крестьяне Святки. В эти дни люди рядились в маски медведя, козы, журавля и разыгрывали веселые сценки вроде «Козы» с обязательной парой ряженных - Дедом и Козой. Дед, одетый во все старое, олицетворял Старый Год. С Козой была связана тема плодородия. На Святки подросшим детям были определены «уроки праздника». Именно среди молодежи бытовал обычай обходить дома с пением поздравительных новогодних песен колядок.
Вот некоторые из них:

Авсень, Коляда - суконная борода,
Кто не даст ножку - расколю окошку,
Кто не даст пирога - мы корову за рога,
Кто не даст хлеба - уведу деда.

В основном колядки были связаны с темой урожая:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!    Если не подавали:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

      Почти повсеместно святочными вечерами в российской глубинке  устраивались игрища - общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен вроде «Уж я золото хороню», «Со вьюном я хожу».
       В Белоруссии на Рождество был популярен народный театр – батлейка. Название его произошло от неправильного, искаженного прочтения библейского города Вифлеем. Это был деревянный ящик с ширмой, где разыгрывались куклами библейские сюжеты.
      Колядники, согласно преданиям, - тени предков. Они пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия. И когда мы кладем под елку коробку конфет, пакет с яблоками или печеньем, то делаем это как бы в память о далеких наших предках. Конфеты, которые мы вешаем на елку, украшая ее, означают пожелания сладкой жизни в Новом году.
      Из глубины веков пришла традиция новогодних гаданий. Сегодня, конечно, трудно найти человека, который бы всерьез относился к такому способу познать свою судьбу. А ведь было время, когда ни одна встреча Нового года без него не обходилась. Почти все эта гадания - остатки древних культов, ритуальный смысл, которых давно забыт, а вот ореол загадочности и таинственности остался... Святки считались наиболее подходящим временем для всяческого рода гаданий: по древним поверьям, в это время «нечистая сила» свободно разгуливала по земле и охотно принимает участие во всяких людских делах. Особые песни с припевами «Слава» или «Ой, ладу», называемые «подблюдными», или гадальными, сопровождали святочные гадания девушек , красочно описанные в романе «Евгений Онегин» Пушкина и в поэме «Светлана» Жуковского.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
(В. А. Жуковский)

      Святки были настолько любимым праздником, что в литературе сложился определенный жанр - святочные рассказы. Длинные и короткие, смешные и грустные, сентиментальные и не очень, со счастливым концом и со «странным» - они есть у Чехова, Лескова, Куприна, Бунина. Если вы еще не знакомы, к примеру, с рассказом Лескова «Неразменный рубль», то непременно сделайте это.
      Украшение любого праздника – музыка. Понятно, что без новогоднего  хоровода здесь не обойтись…Хоровод — один из древнейших видов русского танца. В нем народ под пение раскрывал свою душу, характер, настроение.
      Что же включить в рождественский или новогодний концерт? Как зимняя тематика отражается в классической музыке?
      Конечно, говоря о Рождестве, нельзя обойти вниманием знаменитые рождественские мелодии. Вообще-то, рождественские песнопения принято делить на светские и церковные. К первым относится английская или американская песенка «Бубенчики» или «Джингл Беллс», чаще всего встречающаяся на рождественских поздравительных открытках. Из вторых широко известно песнопение Ф. Грубера на стихи Й. Моора   «Тихая ночь, святая ночь». Слова этой песни переведены на многие языки мира, и ее поют христиане всех конфессий. Прекрасную обработку этой мелодии сделал австрийский композитор Ф. Шуберт, которому ошибочно приписывали ее авторство. «Тихую ночь» называют международным рождественским гимном.
      В нашей стране самой популярной новогодней песенкой  по праву считается «В лесу родилась елочка». Автор текста – ныне забытая русская писательница Р.А. Кудашева. Стихотворение «Елка» она написала в 1906 году накануне рождественских праздников и тут же опубликовала в декабрьском номере детского журнала «Малютка» под инициалами «А.Э.».В начале следующего года композитор Леонид Бекман сочинил к этим словам музыку. Иногда, правда, ошибочно называют автором его жену, Елену Бекман. Песня стала народной любимицей не одного поколения российской детворы.
      На детских новогодних концертах хорошо известна фортепианная пьеса немецкого композитора - романтика Роберта Шумана «Дед Мороз». Она входит в репертуар юных пианистов.
Самым популярным рождественским представлением на театральной сцене называют балет Чайковского «Щелкунчик» по сказке Э. Т. Гофмана в пересказе Дюма-сына. Современный петербургский композитор С.М. Слонимский в  соавторстве со знаменитым художником Михаилом Шемякиным создал балет для детей на тот же гофмановский сюжет и назвали его «Орех кракатук».
      П.И.Чайковский очень любил зиму. Он писал: «Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и русский пейзаж имеет для меня ни с чем несравнимую прелесть...»
       В «Детском альбоме» Чайковского есть пьеса под названием «Зимнее утро». 2 пьесы из «Времен года» композитора носят название зимних праздников. Заключительная - 12 пьеса - из «Времен года», «Декабрь», имеет подзаголовок «Святки».
      Не утратил популярности в череде новогодних пьес трогательно-нежный и невыразимо-печальный вальс из оперы русского композитора Владимира Ивановича Ребикова. Опера давно не ставится, а в начале 20-го века обошла сцены многих европейских оперных театров. Композитор гордился тем, что его «Елка» оказалась созвучной времени. В основе либретто оперы - рассказы об обездоленных детях: «Девочка со спичками» Андерсена, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и «Ганнеле» Гауптмана. Опера была поставлена в Москве в 1903 году. У Ребикова есть замечательный фортепианный цикл «Елочные игрушки».
В 1962 году в Москве  одной из лучших опер для детей открыл существование первый в мире Детский музыкальный театр. Оперу эту написал Михаил Иванович Красев (1897-1954) по мотивам русских народных сказок и назвал ее «Морозко». Кстати, композитор Красев - автор очень известной детской песенки «Маленькой елочке».
      Из оркестровых пьес нельзя не упомянуть концерт А. Вивальди «Зима» и «Тройку» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести Пушкина «Метель».
      Мало кто знает, что существует серьезная наука о вещах, кажущихся нам несерьезными - о праздниках. Наука эта называется эортолотия и возникла она в 19-ом веке. Эортология занимается истоками, происхождением праздников и изучает их главное свойство - неразрывную связь с культурой того или иного народа. Исследователи утверждают, что веселье праздника обладает особыми лечебными свойствами. Доказано, что хоровое исполнение праздничных песен благотворно влияет на здоровье.
Разные народы, разные обычаи, но их объединяет одно — встреча Нового года, чудесного доброго праздника.

Список литературы и других источников информации:
1. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. М, 1974.
2. Водица В. Зимние потешки. СПб, 1996.
3. Миловский А. Песнь Жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М, 1987.
4. Периодические издания: «Работница», «Крестьянка», «Наука и жизнь», «Семья и школа».
5. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов. СПб, «Норинт», 1997.
6. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. СПб, 1997.
7. Энциклопедия зимних праздников. СПб, 1995.
Автор статьи Лень Е. Н., г. Санкт-Петербург




Категория: Интернет-газета | Добавил: Администратор (03.01.2013)
Просмотров: 3667