Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Интернет-газета

Оперы Н. А. Римского-Корсакова. Между двумя памятными датами: ретроспектива и анонс


Оперы Н. А. Римского-Корсакова. Между двумя памятными датами: ретроспектива и анонс

     Деятельность Николая Андреевича Римского-Корсакова - ярчайшая страница в истории русской культуры. Творчество его глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции.
В 2008 году мировая музыкальная общественность торжественно отметила 100-летие со дня смерти композитора. Так совпало, что в нынешнем 2014 году, объявленном в России годом культуры, отмечается 170-летие со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. Проведем небольшой сравнительный анализ постановок опер знаменитого русского композитора из репертуарных планов современных оперных театров за этот небольшой временной отрезок.
     В юбилейном 2008 году музыка Н.А. Римского-Корсакова звучала по всей России: прошли премьеры опер, симфонические и камерные концерты. Поскольку опера занимает центральное место в творчестве композитора, неслучайно, что именно новыми постановками его оперных сочинений прежде всего был отмечен тот юбилейный год. Две новых работы предложил на суд зрителей Мариинский театр, расширив, таким образом, внушительный «корсаковский» список своего репертуара. Весной 2008 года была восстановлена в репертуарном списке «Псковитянка». Классическая постановка 1952 года была возобновлена режиссером Юрием Лаптевым (солисты - А. Тановицкий, И. Матаева, М. Вишняк, Г. Беззубенков и др.). Опера стала затем важной составляющей Пасхального фестиваля в Москве и фестиваля «Звезды белых ночей» в Петербурге. 31 декабря 2008 года с большим успехом прошла премьера - «Ночь перед Рождеством» в постановке Ольги Маликовой. Она и сейчас с успехом идет в концертном варианте на одной из сценических площадок Мариинского театра.
     Безусловно, основная причина такого внимания со стороны труппы Мариинского театра к творчеству Римского-Корсакова - это установка его художественного руководителя. Валерий Гергиев сделал немало для популяризации творчества композитора, неоднократно подчеркивал его значение в истории русской музыки в целом и отечественного музыкального театра в частности.
     В сегодняшнем репертуаре петербургской оперы значатся целых семь его опер, а, например, гергиевская интерпретация наиболее монументального, сложнейшего произведения композитора «Сказание о невидимом граде Китеже» смело может быть отнесена к выдающимся и даже уже, наверное, классическим. По освоенности корсаковского репертуара Мариинский театр оставил сегодня позади все другие театры, включая московский Большой. В сезоне 2013-14 годов на новой сцене режиссер Александр Галибин осуществил постановку «Снегурочки» в редакции Алексея Степанюка.
     К опере Римского-Корсакова «Царская невеста» в юбилейном 2014 году обратился Михайловский театр. В январе состоится премьера этой оперы в постановке А. Могучего. Жаль, что из репертуарного плана Михайловского исчезла рассчитанная на детскую аудиторию «Сказка о царе Салтане» в режиссуре С. Л. Гаудасинского.
     Продолжая разговор о петербургских театрах, нельзя пройти мимо еще одной премьеры в детском музыкальном театре «Зазеркалье». В марте 2013 года навстречу 170-летнему юбилею композитора здесь поставили оперу «Снегурочка» (режиссер В. Заржецкий), рассчитанную на детское восприятие знаменитой корсаковской оперы-сказки.
     В Большом театре в Москве представлены пять опер композитора. Это ставшие классическими постановки «Царской невесты» и «Золотого петушка», поставленная к 200-летию Пушкина опера «Моцарт и Сальери» (1999), историческая (спектакль, которым открывали Новую сцену театра) «Снегурочка» (2002). К юбилею композитора в 2008 году театр предложил новую работу - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в постановке Эймунтаса Някрошюса и Александра Ведерникова (совместно с оперным театром г.Кальяри, Италия; солисты - М. Казаков, П. Мигунов, Т. Моногарова, Е. Евсеева, М. Губский, В. Таращенко, В. Панфилов, Р. Муравицкий и др.).
     В 2011 году в Большом театре режиссер Кирилл Серебренников осовременил «Сказку о царе Салтане», перенеся действие в современную российскую действительность конца XX- начала XXI веков, превратил ее в живую политическую сатиру.
     В феврале 2014 года ожидается возобновление в Большом оперы «Царская невеста» в постановке Федора Федоровского из «золотого фонда» театра. Партию Грязного будет исполнять солист екатеринбургской оперы Александр Краснов.
     Свою лепту в юбилей 2008 года внес Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, поставив почти забытую по нынешним временам «Майскую ночь» (режиссер - Александр Титель, дирижёр - Феликс Коробов, солисты - М. Векуа, С. Балашов, Л. Андреева, Н. Владимирская, Е. Максимова, Л. Зимненко, Д. Ульянов, И. Чистякова, А. Лошак, В. Зайцева). Александра Тителя можно по праву назвать еще одним пропагандистом творчества Римского-Корсакова. Именно в его постановке на сцене театра идут сегодня «Сказка о царе Салтане» (1997) и «Золотой петушок» (2003). В феврале 2016 года Латвийская национальная опера намечает в Риге премьеру «Царской невесты» в постановке Александра Тителя.
     Новую постановку «Царской невесты» в юбилейном 2008 году предложил Оперный театр Московской консерватории (дирижер А. Якупов, режиссер Н. Кузнецов). В других оперных театрах Москвы также с успехом идут оперы композитора. Это «Царская невеста» и «Кащей бессмертный» в «Геликон-опере», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери» и «Царская невеста» в Новой опере.
     Сверхпопулярная в России «Царская невеста» также есть в репертуаре Оперного центра Галины Вишневской, которая сама некогда блистала в этой опере на сцене Большого.
     В Москве оперы Римского-Корсакова прозвучали и в концертном варианте. В январе 2008 года в Большом зале консерватории была представлена «Ночь перед Рождеством» в исполнении солистов и коллективов Симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского (солисты - Э. Хохлова, Л. Кузнецова, С. Дробышевский, И. Додженко, Ан. Антонов и др.).
     В мае 2008 года Михаил Плетнев и его Российский национальный оркестр реализовали уникальный проект - опера под открытым небом: в усадьбе Архангельское разлились дивные звуки «Майской ночи» (солисты - Н. Басков, Л. Рудакова, А. Викторова, А. Лошак, Г. Беззубенков и др.). В июле 2010 года в стенах Псковского Кремля силами артистов Мариинского театра была показана «Псковитянка». В июне 2011 года в Новгородском Кремле в естественных декорациях исторического памятника зрители увидели постановку Мариинского театра - оперу «Садко». За дирижерским пультом был маэстро В. Гергиев.
     К юбилею композитора в 2008 году помимо трех столичных трупп (Мариинский, Большой, театр Станиславского) к его творчеству обращались и в театрах других российских городов, а также в Белоруссии. Здесь были осуществлены новые постановки опер Римского-Корсакова: в Минске («Кащей бессмертный», «Моцарт и Сальери»), Красноярске («Снегурочка»), Самаре («Моцарт и Сальери»), Улан-Удэ («Садко») и Ростове-на-Дону («Сказка о царе Салтане»).
     В июне 2012 года в Красноярском театре оперы и балета вышла в открытое плавание опера «Садко», для постановки которой воссоздали костюмы и декорации самой первой постановки оперы в Большом театре, приурочив ее к 100-летию выдающегося советского оперного режиссера Бориса Покровского.
     В июне 2013 года в Самарском академическом театре оперы и балета отредактировали для детского восприятия «Сказку о царе Салтане», превратив ее, по словам режиссера-постановщика И. Фадеева (Москва), в полуторачасовой дивертисмент с использованием проекций 3D. Исполнители главных партий - И. Крикунова, И. Янцева, Н. Дикусарова, Н .Бондарева, А. Антонов, Д. Крыжский.
В Нижнем Новгороде на январь 2014 года намечена новая сценическая редакция оперы «Царская невеста» в постановке заслуженного деятеля искусств Белоруссии О. Дадишкилиани.
В ноябре 2013 года состоялась премьера «Сказки о царе Салтане» в Национальной опере Украины (в главных партиях - И.Петрова, Т. Калинникова, Т. Пименова).
За рубежом к 100- летнему юбилею со дня смерти композитора также прошли премьеры и возобновления сценических версий опер Римского-Корсакова, звучали они и в концертном варианте. В Германии «Царскую невесту» можно было посмотреть в оперном театре Франкфурта-на-Майне (режиссер - Ш. Винге, дирижер - X. Кайль; в главных партиях - Б. Штальмайстер, В. Лукьянец, Е. Кассиан, Й. М. Кренцле, А. Кудря, А. Абдразаков и др.), «Сказку о царе Салтане» - в мюнхенском театре «Ам Гертнерплац» (режиссер - Б. Бланкеншип, дирижёр - Д. Шталь; в главных партиях - Г. Дадал, Г. Мартии, Т. Унгер, А. Ксема, С. Дуффе, К. Герстбергер и др.).
     В октябре 2013 года в Staatsoper в Берлине прошла «Царская невеста» в постановке Д. Чернякова. Исполнители - М. Кренцле, О. Перетятко, А. Рачвелишвили, дирижер - Д. Баренбойм. Считается, что эта опера Римского-Корсакова входит в европейскую моду. В марте 2014 года премьера «Царской невесты» намечена в знаменитом Миланском театре Ла Скала (режиссер-постановщик Д.Черняков, свет - Г. Фильштинского).
     К «Сказке о царе Салтане» обратились в 2008 году в Афинской национальной опере (режиссер - К. Руггери, дирижёр - Д. Катобас). Тогда же опера «Моцарт и Сальери» прозвучала в Опере Монпелье (Франция) под управлением Лоренса Фостера (солисты - С. Витарт, К. Горный).
     В Лондоне в тот юбилейный год в концертном исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением Владимира Юровского прозвучал «Кащей бессмертный» (в главных партиях - В. Войнаровский, Т. Моногарова, П. Баранский, Е. Манистина, М. Петренко). На фестивале редких опер в ирландском Уэксфорде в 2008 году прошла серия спектаклей корсаковской «Снегурочки» (режиссер - Дж. Фулджеймс, дирижёр - Д. Юровский; в главных партиях - Н. Николи-Чкония, К. Шуманский, И. Самойлова, Б. Хаймель, К. Ялвокова, Л. Тетруашвили, И, Тарасов, Л. Бомштейн и др.).
     15 октября 2008 года в Карнеги-холл в Нью-Йорке «Царская невеста» прозвучала в концертном исполнении. Безусловно, самым привлекательным в нем было участие мегазвезды мировой оперы Ольги Бородиной в партии Любаши. В ансамбле с русской примадонной выступили О. Макарина, Е. Манучарян, А. Марков, Дж. Истерлин, М. Ниорадзе. Оперным оркестром Нью-Йорка дирижировала Ив Квелер.
     Необходимо также еще упомянуть, что «Китеж» в новой постановке Большого театра 2008 года прозвучал на Сардинии, поскольку, как уже говорилось выше, это была совместная работа с одним из итальянских театров. «Царская невеста» в постановке «Геликон-оперы» в тот памятный концертный сезон была представлена серией спектаклей в Бейруте (Ливан) в рамках ставшего уже традиционным гастрольного тура московской труппы на Ближний Восток.
     Среди концертных программ 2008 года пальму первенства необходимо отдать сентябрьскому концерту 2008 года Российского национального оркестра в Санкт-петербургском Большом концертном зале, которым коллектив открыл новый сезон. Под управлением Михаила Плетнева прозвучали сюиты из опер Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», «Млада», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».
     Под занавес юбилейного 2008 года года замечательный вокальный вечер состоялся в мемориальном музее-квартире композитора в Санкт-Петербурге. Помимо популярных фрагментов из наиболее выдающихся корсаковских опер - «Снегурочки», «Садко», «Царской невесты» - прозвучало около двух десятков романсов Римского-Корсакова. Концертный сезон 2014 года, думается, еще внесет свой весомый исполнительский вклад в сокровищницу наследия композитора.
      Нынешний юбилейный год означил новую тенденцию в постановочном плане опер великого русого композитора - их переадресация для детской аудитории. Выше приводились подобные примеры в Санкт-Петербурге и Самаре. Весной 2013 года в Московском Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац восстановили оперу-балет на музыку Римского-Корсакова «Золотой Петушок». Летом 2013 года спектакль с успехом показали в Париже в театре Елисейских полей. В Москове постановка вызвала неоднозначную реакцию. Сценографию Н. Гончаровой воссоздал художник В. Окунев. Спектакль приурочен к двойному юбилею в 2014 году - 170-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова и 100-летию постановки «Золотого Петушка», осуществленного Дягилевым и Фокиным в Париже в рамках «Русских сезонов». Автор проекта и постановщик - народный артист России танцовщик Андрис Лиепа - впервые столкнулся с подобным синтезом жанров.
     Анализ современного репертуарного плана корсаковских опер последних пяти лет показывает, что смелые постановочные эксперименты сочетаются на разных сценических площадках в России и за рубежом с возобновленными режиссерскими версиями постановочной классики, дополняя друг друга. Музыкальное наследие Римского-Корсакова принадлежат к шедеврам музыкального искусства и являются предметом изучения и интереса как профессионалов, так и слушателей многих поколений.

Елена Лень, Санкт-Петербург,
январь 2014 года



Категория: Интернет-газета | Добавил: Администратор (15.01.2014)
Просмотров: 1311