Реклама

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
СПБ  ГБОУ «Санкт- Петербургская Музыкальная Школа им. Н. А. Римского-Корсакова»
Преподаватель по классу «скрипка»
Сеидов  Юрий   Борисович



Струнный отдел. Требования к техническому  зачёту

Пояснительная записка

Одной из доминирующей целей ,из их целого ряда, в повседневной работе преподавателя по специальности является воспитание у учащихся осмысленного подхода к изучению гамм и арпеджио, объяснения  их    значения как музыкального материала, входящего в состав и структуру музыкальных произведений.(Следует продемонстрировать на примерах  из различных музыкальных  произведений, где встречаются гаммообразные и арпеджированные последовательности).

Необходимо разъяснить учащимся значение этого материала для работы над исполнительской техникой не только в период обучения , но и в практике квалифицированных музыкантов, на протяжении всего периода их деятельности.  На занятиях следует бороться с бездумным и монотонным, невыразительным исполнением гамм и арпеджио, как аксиома- необходимо  требовать у учащегося  высокого  качества  звучания при игре гамм и арпеджио, постоянного слухового самоконтроля для  совершенствования  извлечения звука,  чистого  интонирования. Целесообразно, постоянно, заниматься  поиском и изучением  технических приёмов для достижения этих целей. Важнейшей задачей при работе над гаммами и арпеджио является совершенствование исполнительской техники путём изучения различных видов аппликатур, разнообразных штрихов. Выдающемуся  педагогу  20-го века Янкелевичу Ю. И. был задан вопрос, в моём присутствии - «К какому классу  учащийся должен уметь играть гаммы во всех тональностях? Последовал ответ к 5-му классу».

Необходимо, основательно, изучать гаммы и арпеджио на протяжении всего периода обучения в школе. Практиковать  игру  гамм и арпеджио в замедленном темпе с целью выработки полноценного звучания, для чёткости и связности, плавности переходов из позицию в позицию, воспитания навыков правильного распределения смычка, координации движений. Также необходимо играть гаммы и арпеджио в  ,более, быстрых темпах  для достижения чёткости и уверенности их исполнения.

Гаммы служат прекрасным материалом для развития техники обеих рук. Изучение штрихов,  их различных сочетаний и комбинаций , способствуют. более, совершенному владению смычком. Изучение и игра гамм  развивают технику левой руки, развивают точность и уверенность при  смене различных расположении пальцев ,способствуют-  развитию беглости пальцев, изучению видов  переходов из позиции в позицию ,качественному исполнению  двойных нот.

На протяжении всего периода обучения учащегося  в  ДМШ необходимо уделять самое серьёзное и пристальное внимание изучению и исполнению этюдов. В классе, вышеназванного, профессора Янкелевича Ю. И. практиковалась  система сдачи учениками этюдов-каждый урок один новый  этюд.

Преподавателю необходимо аналитически подходить к подбору этюдов для каждого ученика, чтобы они способствовали дальнейшему его музыкальному и техническому развитию. Необходимым общим принципом изучения этюдного и другого материала (различных упражнений)  является  достижение высокого качества исполнения.  Учащийся  должен ясно понимать основные методические задачи этюда,  уметь обнаружить общность приёмов исполнения, а  не усматривать в каждом отрывке новую задачу. Следует добиваться  точного  прочтения учащимся нотного текста этюда ( в возможном для него темпе) по частям и целиком, анализируя используемые приёмы. Следует, совместно, с учащимся выявить трудные места, в  целях, тщательного,  анализа характера трудности и нахождения  способов  её преодоления, найти пути выработки требуемой координации движений. Постепенное уточнение и совершенствование приёмов исполнения  этюдов  способствуют обогащению исполнительских ресурсов , динамичному развитию учащегося.

Требования  к техническому зачёту
1-класс
Обратить,  особое, внимание  на следующие  моменты: насколько успешно ученик приспосабливается к инструменту, какие игровые действия совершает- свободные  или зажатые. Ученик должен исполнить на техническом  зачёте- одну  в одну октаву (в две октавы) гамму и арпеджио в первой позиции, штрихами- деташе,  две- четыре ноты легато на смычок . Два этюда- один штрихом   деташе, второй на сочетание  штрихов деташе и легато,

2- класс
На техническом зачёте  ученик должен продемонстрировать возросшую техническую оснащённость , умение контролировать  интонацию и  извлечение звука . Он должен исполнить одну  в две октавы гамму и арпеджио, штрихом до 4-х, 8- нот легато на смычок.  Два этюда на различные виды  техники,  с переходами иэ первой  позиции в третью позицию.

3-класс

На  техническом зачёте  учащийся должен исполнить одну в две октавы или  в три октавы гамму - до 12-нот легато на смычок и арпеджио-9-нот  легато на смычок. Два этюда  на различные  виды техники, в  пределах  первых пяти позиций, с  применением штрихов- деташе, легато и мартле . Оценивать следует- интонационную и ритмическую   точность, лёгкость переходов из позиции в позицию, владение вышеперечисленными штрихами.

4-класс

На  техническом зачёте учащийся должен  исполнить   одну  в три октавы  мажорную или мелодическую  минорную гамму- полгаммы  легато на смычок, арпеджио до 9-нот легато на смычок. Два этюда на различные виды техники. с применением штриховых комбинаций и использованием двойных  нот. Оценивать следует  степень возрастания  исполнительских навыков, состояние интонации и  извлечение звука.

5- класс

На  техническом зачёте  учащийся должен исполнить одну  в три октавы гамму -полгаммы легато на смычок и арпеджио - до 9-нот легато на смычок. Одну в две октавы  гамму в двойных нотах-терции, сексты и октавы. в пределах 1 - 3 позиций. Два этюда на различные виды техники, с большим количеством переходов из позицию в позицию, с применением различных штрихов и использованием двойных нот .Оценивая исполнение  следует обратить внимание на состояние исполнительского аппарата - игровые действия должны быть раскованными   и уверенными,  с минимальной затратой нервно- мышечной энергии.

6-класс

На техническом зачёте  учащийся должен исполнить одну  в три октавы  гамму- полгаммы легато на смычок и арпеджио до 9-нот легато на смычок. Одну  в две октавы  гамму в двойных нотах- терции. сексты и октавы. в  пределах 1-5 позиции .Два этюда на  различные виды техники, в которых встречаются различные штрихи-деташе .легато, мартле и стаккато, в различных комбинациях. Оценнивая исполнение -следует определить- достаточность владения исполнительскими приёмами, качество  интонации и извлечение звука,

7-класс

На техническом зачёте учащийся должен исполнить одну  в три октавы  гамму-полгаммы легато на смычок и арпеджио-до 9-нот легато на смычок. Одну  в две октавы гамму в двойных нотах- терции, сексты и октавы, по 2-4   на смычок .Два  этюда на различные виды техники-один в медленном темпе, второй с использованием пассажей, двойных нот и разнообразных штрихов- деташе,  легато и  стаккатто, в различных комбинациях. Критерии оценки исполнения- осмысленность игровых действий, степень технической продвинутости-лёгкость и свободная манера  исполнения.

8-класс

На протяжении учебного года учебный процесс должен быть построен и нацелен на подготовку учащегося к поступлению в музыкальное училище. Абитуриент должен быть подготовлен  и соответствовать ,наилучшим образом, программным  требованиям к вступительным экзаменам.

Дальнейшее изучение гамм и этюдов в целях совершенствования навыков игры на инструменте .На прослушиваниях  выпускной программы и экзамене-  необходимо исполнить-  одну гамму в три октавы, полгаммы легато на смычок, арпеджио до 9-нот легато на смычок.  Два этюда на различные виды техники.

Примечание. Для технического зачёта  один из этюдов можно заменить пьесой виртуозного характера в сопровождении фортепиано.


Программа обучения 1-5  курсы. Струнный отдел.
Требования к техническому зачёту.

1-курс

Обратить  особое внимание на следующие факторы: насколько  успешно ученик приспосабливается к инструменту, какие игровые действия совершает- свободные или зажатые. На техническом   зачёте учащийся должен продемонстрировать умение контролировать интонацию и  извлечение звука. Он должен исполнить одну  в одну октаву( в две  октавы) гамму, до 2-4х  нот легато на смычок и арпеджио до 3х. нот легато на смычок, два этюда штрихами- деташе и легато.

2- курс

На техническом зачёте учащийся должен исполнить одну  в две (в три) октавы  гамму до  9- 12- нот легато на смычок  и арпеджио до  3-9  нот на смычок,  Два этюда на  различные  виды техники  в пределах первых трёх- пяти позиций, с применением  штрихов- деташе, легато и  мартле. Оценивать следует интонационную и ритмическую точность, лёгкость переходов из позиции в позицию, владение вышеперечисленными штрихами.

3- курс

На техническом зачёте  учащийся должен исполнить  одну в  три октавы  гамму- полгаммы легато на смычок и арпеджио до 9-нот легато на смычок. Одну  в две октавы гамму в  двойных нотах- терции, сексты и октав,  в пределах 1- 3 позиций. Два этюда на различные виды техники.  В которых применяются различные штрихи- деташе, легато. мартле и стаккато в различных сочетаниях.Оценивая исполнение следует обратить  внимание- на состояние исполнительского аппарата – игровые действия должны быть  раскованными, с минимальной затратой нервно-мышечной  энергии.

4-курс

На техническом зачёте  учащийся  должен  исполнить одну  в три октавы гамму -   полгаммы легато на смычок   и арпеджио до 9-нот легато на смычок. Одну  в две октавы  гамму в двойных нотах- терции, сексты и октавы. По 2-4 двойных нот легато  на смычок . Два этюда на различные виды техники- с большим количеством переходов из позиции в позицию, с использованием двойных нот. Оценивая исполнение следует определить- достаточность владения исполнительскими приёмами, качество интонации и извлечение звука, осмысленность игровых действий, степень технической продвинутости- лёгкость исполнения.

5-курс

Дальнейшее изучение гамм и этюдов для совершенствования навыков игры на инструменте. На прослушивании выпускной программы  необходимо исполнить один этюд  или пьесу виртуозного характера.

Примечание. На  техническом  зачете  вместо второго этюда можно исполнить  пьесу виртуозного характера.



Город Санкт- Петербург Сеидов Ю. Б.
на Ютубвидеохостинге  скрипач  Юрий Сеидов