Реклама

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:

Развитие навыков аккомпанемента на начальном этапе обучения игре на гитаре

Игру на гитаре невозможно представить без аккомпанемента, а проще говоря музыкального сопровождения аккордами. Поэтому развитие гармонического слуха является важной частью обучения.

От чего же стоит отталкиваться на начальном этапе освоения аккомпанемента?

Сами аккорды(как минорные, так и мажорные) нужно применять простые, без надстроек, а также поначалу не использовать баррэ, т. к. это технически сложный приём для начинающих.

В настоящее время в песенных сборниках, на различных музыкальных сайтах даются схемы аккордов, читаются они следующим образом:

Вертикальные линии-это струны.

Горизонтальные линии-лады.

Черными точками указываются места, где нужно ставить пальцы левой руки, обозначения 1, 2, 3, 4 - номера пальцев левой руки(счёт от указательного).

0 - значит струна открытая.

Х - струну играть не надо.

Если требуется аккорд не от первого лада, то в верхней части схемы ставится римская цифра, указывающая номер лада от которого строится аккорд.

Толстая горизонтальная линия или цифра 1 на нескольких струнах говорит о применении баррэ.

Сами названия аккордов латинскими буквами записываются над схемой и музыканты должны знать названия этих аккордов. Перечислю основные:

C - до мажорный аккорд, Cm - до минорный аккорд, C7 до септаккорд

D - ре мажорный аккорд, Dm - ре минорный аккорд, D7-ре септаккорд

E - ми мажорный аккорд, Em - ми минорный аккорд, E7-ми септаккорд

F - фа мажорный аккорд, Fm - фа минорный аккорд, F7-фа септаккорд

G - соль мажорный аккорд, Gm - соль минорный аккорд, G7-соль септаккорд

A - ля мажорный аккорд, Am - ля минорный аккорд, A7-ля септаккорд

B - си бемоль мажорный аккорд, Bm - си бемоль минорный аккорд, B7-си бемоль септаккорд

H - си мажорный аккорд, Hm - си минорный аккорд, H7-си септаккорд

Для гитариста-любителя, который не знает нот, достаточно ставить аккорды по этим схемам. Но для более грамотного обучения ученик должен понимать какие ноты входят в аккорд и какие звуки будут при игре каждой конкретной схемы. К примеру, аккорд Am состоит из нот ля, до, ми. Если мы поставим самый распространенный вариант - Am в первой позиции, то получим две ноты ля, одну до и три ми(при одном ударе правой руки по всем струнам)И так желательно изучать каждый аккорд.

Стоит разобрать одну песню в мажорной , а другую в минорной тональности. Предпочтительнее несложные произведения с небольшим количеством аккордов, как правило их три: тоника, субдоминанта, доминанта, т. е. аккорды 1, 4 и 5 ступеней.

К примеру, возьмём русскую народную песню "Во саду, ли, в огороде”, написанную в тональности ля минор, соответственно тоникой здесь будет аккорд Am(ля минор), субдоминанта - Dm(ре минор) и доминанта - E (ми мажор, т.к. на пятой ступени как в миноре, так и в мажоре будет мажорный аккорд). Очень хорошо, если ученик сам попытается определить где какой аккорд находится, это несложно сделать по басу.

Для начала достаточно правильно ставить пальцы на грифе левой рукой и вовремя переходить на нужный аккорд. Можно даже отработать смену аккордов только в левой руке, без игры правой, т. к. часто у начинающих гитаристов бывают остановки в игре именно при переходе с одного аккорда на другой.

В правой руке можно играть как большим пальцем(удар вниз), но лучше указательным(также удар вниз), т. е. на каждую четвертную будет один удар. Затем можно разбить четвертные на 2 восьмые, и соответственно в правой руке первая восьмая будет играться ударом вниз, а вторая восьмая-ударом вверх(также указательным пальцем).

Другой вариант:бас-большим пальцем, а указательный, средний и безымянный вместе защипывают звуки аккорда.

Третий вариант в правой руке-арпеджио, т. е. поочередное исполнение звуков аккорда. Для усложнения задания я предлагаю вариант арпеджио разнообразить, и играть не только поочередно, но и любыми звуками аккорда-это заставляет ученика творчески мыслить и развивает навыки импровизации.

В мажоре при игре на гитаре на начальном этапе лучше выбрать тональность не До мажор, в которой несмотря на отсутствие знаков альтерации, будет Фа мажорный аккорд, а он предполагает использование баррэ, что технически сложнее.

Удобными для начала будут тональности Соль, Ре и Ля мажора.В правой руке используем варианты аккомпанемента, рассмотренные выше.

Вообще что касается выбора фактуры аккомпанемента, то это зависит от эпохи, музыкального жанра, стиля и тактового размера. К примеру, для аккомпанемента к колыбельной, мы, конечно, не будем играть ударом вниз-вверх, здесь уместным будет арпеджио в не быстром темпе. Если это вальс, то вариант бас на первую долю, а затем на вторую и третью доли аккорд, тоже хорошо подойдёт. Ну, а весёлые, энергичные песни хорошо будут звучать с аккомпанементом, где чередуются удары вниз-вверх(существуют разные варианты).Главное при выборе ритмического рисунка, чтобы он точно укладывался в музыкальный размер. Часто бывает что ученик в пределах одного аккорда либо не доигрывает, либо переигрывает длительности, не вовремя переходит на другой аккорд.

Это как правило бывает, когда один аккорд длится довольно долго. В таких случаях стоит обратить особое внимание на мелодию или слова(если это песня) и запомнить где идет смена аккорда.

Очень полезно для развития гармонического слуха транспонировать музыкальные произведения, т.е. играть их в других тональностях, и лучше использовать мажорные пьесы в тональностях Соль, Ре, Ля мажора, опять же по причине отсутствия баррэ.

Несмотря на многообразие песенных сборников, сайтов в Интернете, где уже даны аккорды для аккомпанемента, очень важно чтобы гитарист умел играть не только готовый материал, но и подбирать по слуху, что говорит о профессионализме..Будем опираться на главные ступени минорных и мажорных тональностей-1, 4 и 5 ступени, т.е тоника, субдоминанта и доминанта. Именно аккорды этих ступеней легче всего определить по слуху

Сначала ученик должен определить в какой тональности написана мелодия песни, в мажоре или миноре. Можно выбрать для разбора одну песню в До мажоре, другую- в ля миноре.

Полезным будет поиграть и даже выучить наизусть варианты последовательностей аккордов:

1. C-G7-C

2. C-F-G7-C

3. C- Am-Dm-G-C

4. C-D7-G7-C

5. C-Em-F-G7-C

6. C-E7-Am-Dm-G7-C

7. C-G7-F-G7-C

8. C-G7-C-D7-C

1. Am-E7-Am

2. Am-Dm-E7-Am

3. Am-Dm-G7-C-Am-Dm-E7-Am

4. Am-C-G7-E7-Am

5. Am-Dm-H7-E7-Am

6. Am-A7-Dm-E7-Am

7. Am-Dm-G7-C-E7-Am

8. Am-F-G7-C-F-Dm-E7-Am

Важным моментом при подборе аккомпанемента по слуху , как и при игре схемам аккордов на начальном этапе является выбор несложных пьес или элемент упрощения.

На следующем этапе можно усложнить задание:играть произведения с большим количеством аккордов, использовать септаккорды, аккорды с надстройками, аккорды с применением барре.

Также в правой руке можно разнообразить варианты аккомпанемента:играть более мелкими длительностями(к примеру, шестнадцатыми), чередовать басы, применять расгеадо, арпеджиато и т. п.

Всё зависит от желания и терпения учителя и его ученика.

Автор: Колесник Светлана