Реклама

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:


 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГУБКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМЕНИ Г. В. СВИРИДОВА»




Методика работы над пьесой
                                      



методическая работа преподавателя 
Губкинской детской школы искусств 
Чобана С.П.




г. Губкинский
2017 г.


Прежде чем давать ученику музыкальную пьесу в работу, преподаватель должен сам хорошо изучить её. В баянной  литературе есть очень много школ, которые имеют аппликатурные, штриховые, динамические различия, по-разному трактуют одну и ту же пьесу. Многие учебники написаны давно и устарели. 
1-й этап. Разбор сочинения - аппликатура и штрихи в связи со звуковым представлением стиля, образа, темпа. На этом этапе ученику полностью доверять не следует. Существует традиционная баянная аппликатура и, так называемая, позиционная. В зависимости от того, какой  аппликатурой ученик владеет, преподаватель должен писать аппликатуру под ученика. Кроме того, необходимо учитывать при написании аппликатуры строение кисти ученика, длину пальцев и т.д. В целях воспитания аппликатурных навыков можно попросить ученика написать аппликатуру самостоятельно, но этот процесс преподаватель должен контролировать, особенно на начальном этапе обучения.
Давая пьесу в работу, преподаватель должен предвидеть возможные технические трудности. Поэтому целесообразно заранее поиграть с учеником упражнения на те виды техники, которые встречаются в данной пьесе. Это значительно ускорит доведение пьесы до «товарного вида». Однако нужно помнить, что любая чисто механическая зубрежка является напрасной тратой времени; техника сидит не в пальцах, а в голове. Иначе говоря: тому, кто по-настоящему подумал и осмыслил какое-то место, понадобится значительно меньше времени, на его изучение, чем такому исполнителю, который задумался над ним только во время работы за инструментом.
         Пример: «Соната» соль-мажор Д.Чимарозы. Технические трудности – игра штриха нон-легато, игра терций, элементы полифонии (игра разных штрихов в правой и левой руках). 
«Соната» написана в старинной сонатной форме – 2-х частная форма с репризами в каждой части. «Соната» написана для двухмануального клавесина, о чём свидетельствует контрастная  динамика (форте и пиано).
Следовательно, при выборе штриха мы должны максимально приблизиться к звучанию клавесина.
Разбор аппликатуры и штрихов нужно делать каждой рукой отдельно. Соединять следует без нот, пользуясь музыкально-слуховой памятью.
2-й этап. Освоение музыкального текста. Здесь происходит осмысление фразировки, понимание и раскрытие художественного образа. Очень важен на этом этапе показ преподавателя в нескольких вариантах:
                - как нужно
                - как не следует
                - возможные варианты
                - противоестественные варианты
Можно показать голосом, но лучше на инструменте. Затем следует попытка ученика исполнить задуманный вариант.
Преподаватель объясняет фразировку, драматургию произведения, смену меха. При занятиях не важно, сколько времени ученик потратил на изучение материала. Главное, каков результат.     
      3-й этап. Подготовка к публичному выступлению.
Главное условие хорошего выступления – хорошо выученный текст. Но кроме этого от волнения может рассеиваться внимание. Поэтому, необходимо создавать в классе, дома концертную ситуацию. Главная причина срывов во время выступления – слишком быстрый темп или завышенная сложность пьесы. 
Необходимо также работать над артистизмом ученика, чтобы эмоциональный настрой ребенка соответствовал характеру исполняемой пьесы, чтобы ученик не выглядел на сцене отвлеченно.
Подбор пьес для разучивания.
Репертуар должен быть разнообразным, подобран на достаточно высоком уровне трудности, но не завышенной сложности для ученика. Брать пьесы разных жанров, эпох, форм, фактур. Наряду с более сложными пьесами нужно брать простые, которые бы ученик разучивал в эскизном плане. Стараться выбирать произведения, имеющие подлинную художественную ценность.

Автор Чобан С.П.