Реклама

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:

Лукина И.В.

преподаватель теоретических дисциплин

г. Волжский, Волгоградская область

 

 

ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ

«Все пути ведут в Италию»

(звучит ария Роделинды из оперы Г.Ф. Генделя)

Не правда ли несколько необычное начало? Прозвучала ария Роделинды из одноименной оперы немецкого композитора Георга Фридриха Генделя…

Слушая арию из оперы Генделя «Розелинда» вы, наверное, обратили внимание на сложность вокальной партии. Где же немецкий композитор обучился столь виртуозному вокальному письму? Все пути ведут в Италию - так немного изменив известную фразу, мы получим ответ на поставленный вопрос. 

Итак, мы отправляемся в Италию, страну, которая во все времена славилась музыкальным искусством. Есть анекдот про известного русского оперного певца, который, вернувшись из Италии, сказал: «Так, как я пою, там поет каждый дворник». Действительно певческие традиции итальянского народа исключительно высоки. В чем секрет вокальной одаренности жителей этой страны? Может быть, в ее мягком климате и необыкновенном воздухе, насыщенном запахами горных лугов и морских водорослей? А может быть в особой жизнерадостности энергичных итальянцев? Во всяком случае, необыкновенная привязанность итальянцев к вокальной музыке послужила основой бурного расцвета оперного жанра. Неслучайно, что опера родилась в Италии. Именно итальянская оперная школа сложилась первой в Европе и выделялась совершенной техникой бельканто (прекрасного пения) и блестящими голосами. Полнота звука, мягкость, мелодическая связность, виртуозное исполнение труднейших пассажей, свободное естественное дыхание – все эти составляющие стиля бельканто не утратили своего изначального смысла и в наши дни.

Давайте познакомимся  с итальянскими оперными композиторами и послушаем произведения знаменитых вокальных мастеров.

Композитора, певца, педагога Джулио Каччини считают родоначальником стиля бельканто.

 Франческо де Медичи, великий герцог Флоренции, был настолько впечатлен его талантом, что  взял молодого Каччини во Флоренцию для дальнейшего обучения. Имея хороший тенор и возможность самому себе аккомпанировать на виоле, он стал популярным и выступал на всех торжественных мероприятиях.

"Все возвышенное наполняет человека восхищением" (Шелли).

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери - деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения.

В нашем концерте прозвучит- "Ave Maria" Джулио Каччини.

Алессандро Скарлатти  - один из самых ярких итальянских оперных композиторов 17 века.  Первоклассный органист, педагог, капельмейстер, Скарлатти работал в крупнейших центрах Италии, где приобрел большой опыт, сочиняя произведения в самых разнородных жанрах светской и духовной музыки. Скарлатти обладал почти легендарной творческой плодовитостью. Как уверяют его современники и биографы, он писал по две оперы в год и каждый день по кантате. Им написано свыше 100 опер и несколько сотен кантат, а также множество других произведений.

Послушаем одно из вокальных сочинений композитора - «Как мотылек влюбленный»…

Еще одна яркая страница итальянской оперной школы – Джованни Батиста Перголези. Его считают классиком жанра комической оперы – оперы-буффа. Яркий пример музыкальной буффонады – его опера «Служанка-госпожа», где воплощена идея противостояния умных слуг и глупых господ. Стоит ли удивляться, что, попав на парижскую сцену в 1752 году, сочинение Перголези вызвало целую бурю эмоций!

Ария Серпины из оперы «Служанка-госпожа».

 В 19 веке итальянский стиль бельканто продолжает развиваться в оперном творчестве Джоакки́но Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти и  Джузеппе Верди.  

Знаменитая ария «Casta Diva» из оперы  Беллини «Норма» считается одной из самых сложных для исполнения итальянских арий для сопрано.

Далее мы переместимся из Италии к себе домой - в Россию     19 века. И послушаем вокальные произведения М.И. Глинки.

Вокальное творчество Глинки представлено многочисленными романсами, вокальными ансамблями и хоровыми сочинениями. Ведущее место в вокальном творчестве Глинки принадлежит романсам. Глинка смолоду любил петь и в кругу своих друзей радовал их своим приятным и выразительным голосом. Прежде чем создать свои совершеннейшие образцы вокальной лирики композитору пришлось много поработать.

Вы, наверное, уже задумались, причем здесь Глинка и итальянское бельканто? Глинка три года провел в Италии. Он брал уроки у итальянских маэстро, общался "с первоклассными певцами и певицами, любителями и любительницами пения", жадно "вслушивался" в музыкальную атмосферу Италии с ее народными праздниками, оперными театрами, искусством бельканто.

В Италии Глинка сближается с такими корифеями итальянского оперного искусства, как Беллини и Доницетти.  Он в совершенстве овладевает итальянским оперным стилем и много сочиняет. Композитор стремиться соединить в своем вокальном творчестве принципы итальянского бельканто с особенностями русской песни.

Глинка пишет несколько романсов на тексты неизвестных итальянских авторов. Эти вокальные произведения напоминают развернутые оперные арии.

Мы послушаем два таких произведения:

Светлой радостью, весенним дыханием пронизан романс  «Как в вольных просторах».

Еще один романс на итальянском языке, в котором Глинка в совершенстве овладевает приемами вокального искусства бельканто - «Тоска мне больно сердце бьет».

К числу самых поэтичных и светлых романсов Глинки нужно отнести прелестную баркаролу «Венецианская ночь» на слова Ивана Козлова.  Произведение образно передает впечатления Глинки от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии.

Звучит романс «Венецианская ночь»

Стиль итальянского бельканто - прекрасного пения - стал символом всей итальянской оперной школы, насчитывающей более трех с половиной веков своего существования.

В завершение нашего концерта прозвучит ария Розины из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник».

На этом наш концерт закончен, благодарим за внимание.

         

ЛИТЕРАТУРА

Арерьянова О. «Русская музыка до середины XIX века» - Минск «Пара Ла Оро», 2009

Владышевская Т., Левашова О., Кандинский А. «История русской музыки» Вып. 1 – М. Музыка, 1999

Галацкая В. «Музыкальная литература зарубежных стран» Вып. 1 – М. Музыка, 1985

Гивенталь И., Щукина Л. «Музыкальная литература» Вып. 1 – М. Музыка, 1986

Конен В. «История зарубежной музыки» Вып. 3 – М. Музыка, 1989

Овчинникова М.А. «Творцы русского романса» - М. Музыка, 1988

Рапацкая Л.А. «Мировая художественная культура» - М. Владос 2005

http://www.belcanto.ru/norma.html

http://www.belcanto.ru/belcanto.html

http://vocal-noty.ru/istoria-bel-canto/

Автор: Лукина И.В.